СТО №1 - ул. Могилевская, 5/1

СТО №2 - ул. П. Бровки, 12

Без выходных:

9:00-19:00

Блог

Как поменять сальник на рулевой рейке без снятия рейки?

Рулевая рейка – важный механизм, отвечающий за управляемость автомобиля. Для продления эксплуатационного ресурса подвижных элементов используется смазка, вытекание которой предотвращает специальный сальник. В случае его износа требуется замена, которую можно провести в условиях гаража. Это необходимо для устранения утечки гидравлического масла. Однако для достижения запланированного результата важно подобрать подходящую запчасть и придерживаться определённых правил проведения ремонта. 

Функции, выполняемые манжетой

Рулевая рейка имеет специальные полости с внутренней стороны, в которых находится смазка или гидравлическое масло. Это необходимо для снижения трения ведущего вала, зубчатого штока, других подвижных элементов.

Учитывая вращение червячного механизма и поступательные движения штока, чтобы не мешать работе последних и предотвратить вытекание рабочей жидкости на краю полости устанавливается сальник. Уплотнитель разделяет внешнюю среду от внутренней, предупреждая загрязнение и утечку смазочного материала.

Особенности сальника рулевого механизма

Рулевая система – сложный механизм, где используются разные уплотнители, однако, они не относятся к сальникам, которые считаются элементом, отделяющим жидкую от воздушной среды с равными показателями давления. К данной категории расходников не относятся:

  • Уплотнители с краев на гидроцилиндре. Несмотря на сходство функций – это правая или левая манжета способная удерживать большое давление. 
  • Пыльники с краёв корпуса. Это центральная, правая или левая манжета, предотвращающая попадание пыли и грязи внутрь узла. 

На заметку! К категории сальников можно отнести сугубо уплотнители на гидрораспределителе и редукторе. Для заполнения последнего используется консистентная смазка, а места с высоким давлением в золотнике, отделяются с помощью тефлоновых колец.

Причины и последствия протечки уплотнителя

В изготовлении сальников используются упругие материалы. Популярной считается резина. Для подвижных элементов применяют сталь. Для обеспечения полной герметизации полости размер внутреннего диаметра уплотнителя меньше наружной части вращающегося механизма. 

Двигаясь сопрягаемые стальные компоненты создают незначительное трение вследствие чего происходит постепенное стачивание резины и металла. Изнашиваясь упругий материал, перестает плотно прилегать к червячному механизму увеличивая зазор и снижая качество разделения жидкой от газообразной среды. 

Учитывая, что жидкость внутри распределителя, отсеченная тефлоновым кольцом, находится под давлением, которое превышает атмосферное, происходит утечка материала наружу или скопление в редукторе, где зубцами на валу перемещается рейка. Вследствие этого падает уровень гидравлического масла из-за чего происходит завоздушивание и отказ гидравлического усилителя.

Диагностика состояния расходника  

Основной задачей уплотнительных колец считается отделение распределителя в гидравлическом усилителе от редуктора и внешней среды. Для проверки технического состояния уплотнителя автолюбители со стажем рекомендуют:

  • Проводить ежедневную проверку технической жидкости в расширительном бачке ГУР. Если на протяжении недели уровень упадет, это явный признак утечки.
  • Провести осмотр элементов на распределителе на наличие подтеков ATF. В случае их отсутствия в замене верхней манжеты нет необходимости. 
  • Визуально оценить гидравлический цилиндр в местах сопряжения корпуса на наличие следов смазки. Последние свидетельствуют об износе правой или левой манжеты.
  • Вымыть все детали в подкапотном пространстве вокруг рулевого механизма. Через 5-7 дней эксплуатации автомобиля проверить наличие потеков на гидрораспределителе, свидетельствующих об износе верхней манжеты.

Такая диагностика применима для всех марок автомобилей, где установлен гидроусилитель руля. Состояние уплотнителя в транспорте без ГУР требует демонтажа и разборки рулевой рейки. При этом сняв старый практически не изношенный сальник нужно выполнить его замену вне зависимости от состояния.

Подготовка к замене

После принятия решения о самостоятельной замене сальника на рулевой рейке нужно подготовить необходимые расходники, инструменты и приспособления:

  • пустую емкость для слива технической жидкости;
  • свежее масло для заливки;
  • любое средство для облегчения откручивания заржавевших гаек;
  • новый уплотнитель, взамен заменяемой детали;
  • защиту от пыли и хомуты на рулевой тяге в случае неисправности последних;
  • рожковый, торцовый ключ, отвертку, плоскогубцы;
  • консистентную смазку аналогичную использованной в редукторе. 

Используя стандартные инструменты, качественные сальники, купленные в автомагазине и подручные материалы вполне реально произвести замену самостоятельно без обращения на станцию техобслуживания. 

Последовательность ремонта без снятия рейки

При замене сальника не снимая рейку водитель рискует попаданием грязи внутрь устройства. Однако учитывая простоту такого ремонта он популярен среди автовладельцев. Занимаясь самостоятельной заменой уплотнителей важно быть крайне внимательным, чтобы посторонние частицы не проникли в рабочую полость, что может привести к деструктивным процессам рулевого механизма. Для снижения рисков желательно провести капитальную чистку в подкапотном пространстве. 

После подготовительного процесса рулевая рейка и пространство вокруг нее очищается от грязи. Важно избавиться от мельчайших подтеков масла и других загрязнений. Далее необходимо:

  1. Выкачать гидравлическую жидкость, находящуюся в бачке расширителя с помощью шприца.
  2. Приподнять передок транспортного средства домкратом и зафиксировать с помощью подставок.
  3. Вытащить водительский коврик из салона для обеспечения свободного доступа. 
  4. Отсоединить рулевой карданчик прикрепленный к валу и червячной рейке. Демонтировать пыльник.
  5. Вывернуть наконечник трубопровода гидравлики, подсоединенный к корпусу распределителя и отвести в бок. 
  6. Демонтировать шланг на патрубке магистрали обратной подачи гидравлической жидкости. 
  7. Вывернуть гайку на прижимном устройстве, постаравшись не потерять пружину и шайбу. 
  8. В соответствии с конструкцией снять стопор в виде кольца либо отвинтить резьбовой крепеж удерживающий корпус. 
  9. Извлечь вал привода и золотник по отдельности либо целиком с корпусом распределительного устройства. 
  10. Заменить изношенные сальники на новые детали. 
  11. Установить все демонтированные элементы на место.
  12. Долить гидравлическую жидкость, выполнить прокачку системы. 

В случае правильной замены сальников рулевого управления после сборки необходимо проверить развал-схождения колёс и при необходимости выполнить регулировку. Если этим пренебречь увеличивается шанс неравномерного износа покрышек, ухудшения курсовой устойчивости, управляемости транспортным средством. И на финишном этапе нужно оценить качество работы рейки, усилие, прилагаемое для поворота рулевого колеса, проверить уровень масла в бачке ГУР. 

Вас также может заинтересовать:

Необходима помощь с ремонтом?
Мы поможем

    Либо позвоните нам по номеру или напишите в мессенджер

    Наши контакты

    СТО №1

    г. Минск, ул. Могилевская, 5/1

    Ст.м. Институт Культуры

    Электрик:

    +375 29 637 60 62

    СТО №2

    г. Минск, ул. П.Бровки, 12

    Ст.м. Академия наук