Тормозные колодки — узел, обеспечивающий снижение скорости автомобиля за счет контакта с дисками автомобиля на передних и задних колесах. Устройства бывают барабанными и тормозными. Меняются через 12-17 тыс. км или по мере износа. Ниже рассмотрим особенности элементов авто, поговорим о признаках неисправности, периодичности замены и особенностях выполнения работы.
Виды
Колодки — элементы тормозной системы машины, которые бывают следующих видов:
- Барабанные. Изобретены в 1902-м, работают совместно с тормозным цилиндром и щитом, накладками, барабаном и группой пружин. Могут устанавливаться на передней или задней оси. Бывают разных типов: Simplex, Duplex, Servo и другие. Из минусов — плохой контакт, неспособность выдерживать большие нагрузки, перегрев и необходимость частой замены. Такой вид устройств постепенно вытесняется более современными дисковыми моделями (описаны ниже).
- Дисковые. Более популярный вид тормозов, используемый на большей части современных автомобилей. Конструктивно представляет собой суппорт из алюминия и чугуна, фиксированный на поворотном кулаке. Внутри находятся поршни, которые при нажатии на тормоз прижимают колодки к диску. После завершения цикла через штуцер удаляется воздух. Колодки изготовлены из металла с закрепленными на поверхности накладками. Бывают с фиксированной или плавающей скобой, низкометаллическими, полуметаллическими, керамическими и органическими.
От чего зависит срок службы
Скорость износа тормозных колодок — переменный параметр, который зависит от ряда факторов:
- производитель;
- марка и модель автомобиля;
- условия эксплуатации;
- стиль вождения автовладельца;
- качество материала и прочие.
Колодки быстрее изнашиваются на спортивных автомобилях, при частых поездках по плохим дорогам. Опасным фактором считаются реагенты на дорожных покрытиях. Вместе с другими источниками грязи они попадают на тормозные колодки и значительно снижают их ресурс. Устройства быстрее изнашиваются при частых разгонах и торможениях, а также из-за применения производителем фрикционного материала низкого качества. В последнем случае лучшими считаются системы на базе каучука или керамики.
Наиболее привлекательными с позиции надежности выглядит продукция компаний ATE (Германия), TRW (США), Brembo (Италия), BOSCH (Германия). Более доступной по цене, но неплохой по качеству считается продукция ABE (Польша), Blue Print (Великобритания), RESMA (Испания), TOKO (Польша).
Средние сроки замены и признаки неисправности
Периодичность замены тормозных колодок указывается в мануале к автомобилю. Производитель прописывает рекомендуемые сроки, когда необходимо посетить автосервис для выполнения работ. На практике автовладелец сам контролирует состояние узла и определяет, когда явиться на СТО для замены.
Средний срок службы:
- отечественные авто — 9-15 тыс. км;
- иномарки — 14-20 тыс. км;
- спортивные машины — 4-6 тыс. км.
Указанные выше сроки ориентировочные, поэтому владелец должен следить за автомобилем и контролировать эффективность торможения. При наличии датчиков износа или индикации на приборной панели можно сразу заметить проблему и обратиться на СТО для замены.
К признакам, свидетельствующим о необходимости замены колодок, стоит отнести:
- “легкая” педаль тормоза;
- увеличение тормозного пути;
- подозрительный звук;
- падение уровня тормозной жидкости;
- уход автомобиля влево или вправо при нажатии на тормоз;
- шум в области передних или задних колес;
- появление биения;
- темный налет на дисках и прочее.
При выявлении любого из рассмотренных признаков рекомендуется проверить состояние колодок и определить необходимость их замены. Отдельное внимание стоит уделить дискам, ведь они также имеют свойство изнашиваться. Работу можно сделать самому или доверить ремонт квалифицированным мастерам. Второй вариант предпочтительный, ведь от правильности работы тормозов зависит безопасность водителя и пассажиров.
Замена колодок рекомендуется, если их толщина стала меньше 1.5-2 мм. Для проверки можно использовать обычный штангенциркуль. При измерении учитывается только фрикционный материал без измерения металлического основания. Если на автомобиле установлены литые диски, проверка не составляет труда. В ином случае придется поочередно снимать колеса.
Как поменять тормозные колодки
При появлении признаков износа требуется замена тормозных колодок. Спереди алгоритм действий следующий (для дисковых):
- Покупка пары устройств для замены.
- Установка автомобиля на ровной поверхности.
- Открытие бачка и снятие омывателя на время замены.
- Установка под колеса устройств для защиты от откатывания.
- Ослабление болтов на колесах и поднятие требуемой стороны для замены.
- Выкручивание рулевого колеса и осмотр диска.
- Удаление направляющих, подъем крышки суппорта и ее фиксация.
- Вдавливание поршня с помощью отвертки.
- Демонтаж старых колодок, снятие пластин и их смазывание.
- Очистка посадочного места от грязи.
- Обработка смазкой новых колодок в местах крепления пластин.
Далее остается поставить колодки, вернуть на место суппорт и направляющие. После выполнения работы на втором колесе остается проверить тормоза.
Замена сзади на барабанных тормозах проводится по такому алгоритму:
- Проведение предварительных операций (рассмотрены выше).
- Снятие авто с ручника.
- Откручивание крепежных гаек на барабане и их демонтаж.
- Отсоединение тросика ручника, демонтаж тяги и пружин.
- Снятие старых колодок и установка новых.
- Проверка тормозной системы.
Перед началом эксплуатации тормозную систему необходимо прокачать. Это необходимо для удаления лишнего воздуха из системы и восстановления прежней работоспособности. Хороший вариант — воспользоваться услугой помощника, который будет нажимать на педаль тормоза. Алгоритм такой:
- Подготовка тормозной жидкости аналогичной той, что залита в авто.
- Подключение трубки к штуцеру. Важно подобрать устройство заранее, чтобы совпадал диаметр.
- Опускание второго края трубки в емкость с маслом.
- Нажатие тормоза помощником и фиксация педали в сработанном состоянии.
- Ожидание выхода воздуха и затягивание штуцера.
- Проведение операции на всех колесах.
После завершения работы важно проверить работу ручника. Если он плохо фиксирует барабанный тормоз, выполняется регулировка и проверка. На следующем шаге необходимо сделать поездку и убедиться в эффективности торможения, а после долить рабочую жидкость в бачок (если это необходимо).
Заключение
Колодки при торможении принимают основную нагрузку и требуют внимания со стороны автовладельца. Износ или повреждение этих элементов может привести к увеличению тормозного пути и аварии. Задача в том, чтобы следить за их состоянием и своевременно выполнять замену.
Чтобы уменьшить износ колодок, рекомендуется выбирать изделия проверенных брендов. Они имеют большую цену, но служат дольше и эффективнее справляются с работой. Для продления срока службы необходимо избегать резких торможений, снижать скорость путем плавных нажатий и не оставлять машину надолго на ручнике.