В автомобилях с рулевым управлением реечного типа независимо от марки и года выпуска может наблюдаться стук, которых свидетельствует о неисправности рулевого механизма. Рулевая стойка несмотря на простоту и надежность конструкции при неправильной эксплуатации может выйти из строя. Чтобы избежать поломки и дорогостоящего ремонта важно своевременно проходить технический осмотр и следить за возникающими признаками неисправности.
Почему возникает неисправность
Механизм реечного управления имеет зубчатую рейку, которая обеспечивает перемещение ведущей шестерни, которая связана с рулевым колесом. Весь механизм состоит из:
- зубчатой рейки;
- шестерни;
- рулевого вала;
- рулевого наконечника и тяги.
Наиболее частой причиной поломок механизма является возникновение люфта. таком образом во время движения автомобиля по неровной дороге из-за такого люфта в опорах или зацеплении может быть слышен характерный стук. Причиной возникновения люфта является частая эксплуатация автомобиля по бездорожью.
Авто западных производителей не рассчитаны на такие нагрузки, поэтому рабочие узлы изнашиваются значительно быстрее гарантийного срока, который предоставляет завод производитель. Чтобы обезопасить автомобиль, важно избегать передвижения по ямам на большой скорости.
Вызвать стук могут также изношенные резиновые защитные чехлы. Когда чехол изношен, внутрь механизма попадает пыль и грязь. Из-за попадания пыли на движущиеся узлы рейки скорость износа детали ускоряется. Если своевременно не устранить поломку механизм повреждается коррозией и полностью выходит из строя.
Как выполняется ремонт
Ремонт рулевой рейки относится к капитальным и достаточно дорогостоящим, поэтому во время езды на автомобиле важно следить за состоянием всех узлов и механизмов, чтобы на раннем этапе возникновения устранять любую неисправность.
Очень часто стук является признаком серьезной поломки, устранить которую можно только путем замены всего механизма.
Если нет возможности незамедлительно обратиться в автосервисную мастерскую, самостоятельно можно затянуть регулировочной винт. Это поможет на некоторое время устранить стук, но при этом возникает риск перетягивания винта и чрезмерного зажимания рейки.
В таком случае рулевой механизм плохо поддается управлению, что повышает риски возникновения аварийных ситуаций на дороге.
Профилактика
Так как ремонт рулевой рейки чаще всего заключается в замене всего вышедшего из строя механизма, важно соблюдать правила бережной эксплуатации, чтобы избежать поломки. Чтобы минимизировать риски возникновения стука, рекомендуем соблюдать такие простые правила:
- Во время парковки будьте максимально осторожны и аккуратны, чтобы исключить резкие толчки и наезды на бордюры. Во время резкого удара о бордюр ударная сила передается на механизм рулевого управления, что приводит к повышенной нагрузке на все детали. такие удары и толчки являются причиной образования люфтов и повреждения элементов защиты.
- Ямы на дорогах лучше объезжать и не попадать в них на большой скорости. Подъезжая к любому препятствию на дороге важно сохранить стабильную невысокую скорость, избегая резкого торможения или ускорения, так как «пролететь» яму на скорости не получится. Максимальная нагрузка на рулевую стойку возникает в момент преодоления препятствий на дороге в виде ям, лежачих полицейских или бордюров, поэтому важно контролировать скорость движения.
- Регулярное техническое обслуживание рулевой стойки должно проводиться не реже 20 тысяч км. За такой период защитные чехлы как правило изнашиваются и требуют замены. Замена чехлов поможет избежать загрязнения механизма и ускоренного его износа.
Таким образом предотвратить серьезную поломку и полную замену механизма можно, так как для этого нужно бережно относиться к автомобилю, своевременно проходить техосмотры, следить за износом мелких деталей и расходных материалов. Также важно выбирать наиболее ровные и качественные дороги, так как в условиях бездорожья лучше эксплуатировать автомобили, рассчитанные на высокие нагрузки.