Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с проблемой неисправности рулевого управления своего транспортного средства. Одной из самых распространенных проблем, связанных с данной системой, является ситуация, когда руль не хочет возвращаться в исходное положение, что особенно заметно при выходе из поворота.
Разумеется, опытный водитель может самостоятельно справиться с этой проблемой или даже проигнорировать ее, однако это потребует больше усилий, т.к. теперь придется дополнительно следить за положением руля.
Дабы избежать подобного дискомфорта, а также дальнейших и более серьёзных поломок, рекомендуется сразу же устранить проблему. В данной статье мы попытаемся разобраться с основными причинами вышеуказанной проблемы, а также способами ее устранения.
Основные причины поломки
Причин, почему руль не возвращается в исходное положение, может быть множество. Это может быть как естественный износ системы при большом пробеге, так и неправильная «сборка», что особенно часто встречается после ремонта. Для точного определения причины поломки, а также ее устранения, лучше всего провести полную диагностику рулевого механизма и подвески автомобиля.
Опытные автомобилисты могут выполнить это самостоятельно, однако более разумным (а зачастую и более экономным) решением будет посетить автосервис.
Диагностика рулевого механизма
Если вы решили сэкономить на посещении СТО и попытаться устранить неисправность самостоятельно, тогда вам придется выполнить целый ряд процедур для того, чтобы найти точную причину поломки. Ниже приведен список самых распространённых причин подобных поломок и действий, которые необходимо выполнить для самостоятельной диагностики.
Сход-развал
Одна из самых частых причин вышеуказанной неисправности. Стоит понимать, что это сказывается не только на рулевом управлении, но и ускоряет износ шин. Чем быстрее вы устраните неисправность, тем лучше, поскольку ее игнорирование может влететь в копеечку уже через полгода-год, а то и раньше.
Как определить правильность схождения-развала? Существует несколько методов:
- Оценка износа шин. Если при осмотре вы заметите, что уровень износа шин на разных колесах – неравномерный, тогда это первый признак того, что стоит обратить особое внимание на сход-развал.
- Отслеживание положения руля. К примеру, ваш автомобиль движется по прямой, а руль в этом время смещается влево-вправо относительно центрального (правильного) положения. В таком ситуации, в первую очередь нужно будет выполнить регулировку схода-развала, а затем проверить, устранило ли это вышеуказанную проблему.
- Ручное измерение углов. При помощи обычной линейки, нитки и груза можно выполнить это самостоятельно, однако для получения более точных результатов потребуется специальное оборудование.
Проблемы с рулевой рейкой
Если диагностика схождения-развала не дала результатов, тогда переходим к диагностике следующего элемента – рулевой рейки. Как правило, с ней связаны две проблемы:
- Коррозия шестерни рулевой рейки. Данная проблема встречается очень часто, особенно в автомобилях с большим пробегом. Устраняется она очень просто: достаточно очистить зубья шестерни от ржавчины и прочих накоплений, а затем смазать их специальным средством, которое предотвратит повторное появление данной проблемы (по крайней мере на ближайшие пару лет).
- Поломка рейки. Может случится и такое, что зубья шестерни не просто заржавеют, но и просто-напросто сломаются. В таком случае, на данном элементе появятся так называемые «мертвые зоны», при попадании на которые руль не сможет вернуться в исходное положение. Такая поломка может иметь серьезные последствия, поэтому устранить ее нужно немедленно.
Диагностика шаровых опор
Поломка такого характера может иметь несколько симптомов, одним из которых является «непослушность» руля. Шаровые опоры поддаются естественному износу, а поэтому их состояние необходимо регулярно проверять. В случае выявления серьезных повреждений, опоры необходимо заменить на новые.
Для первичной диагностики выполняем следующее:
- Заезжаем на яму, чтобы получить доступ к шаровым опорам авто.
- Ставим противооткатные упоры, выжимаем ручник и ставим коробку передач на «нейтралку».
- Поднимаем колеса при помощи домкрата. Попробуйте раскачать колеса вверх-вниз: если при этом вы обнаружите люфт, услышите какой-либо треск или стук, тогда, вероятнее всего, шаровую опору придется заменить.
Обращаем ваше внимание на то, что данная неисправность может стать причиной потери управления и существенно снижает уровень безопасности для водителя и его пассажиров. При обнаружении данной поломки ее стоит немедленно устранить.
Гнутая рулевая тяга
Данная проблема особенно часто встречается в нашей стране, т.к. плохие дороги способствуют износу и деформации рулевой тяги. Не исключено, что руль не возвращается в исходное положение именно по этой причине. Конкретно в этом случае лучше всего доверить дело профессионалам, посетив СТО.
Проблемы с рулевой колонкой
Еще одна из возможных неисправностей, вызывающих проблемы с рулевым управлением. Для диагностики нам потребуется поставить авто на эстакаду. Затем один человек будет крутить руль вправо-влево, а второй – оценивать карданное соединение снизу. Если при повороте руля будет замечен люфт, тогда вам потребуется выполнить ремонт или замену рулевой колонки.
Гидроусилитель руля и его элементы
Гидроусилитель руля – это, конечно, хорошо, однако в некоторых случаях именно он может стать причиной «непослушности» руля. Для диагностики данного элемента рекомендуем для начала обратить внимание на уровень жидкости в нем, а также проверить его основные компоненты (ремень провода, насос), которые чаще всего поддаются износу.