Не каждая полноприводная машина отличается особой проходимостью. Для езды по бездорожью на некоторых моделях автомобилей устанавливается раздаточная коробка. Это надежный атрибут внедорожников, который повышает проходимость авто. Владельцам такого транспорта следует знать принцип раздаточной коробки, а также особенности ее работы.
Устройство агрегата
Представленный механизм присутствует на полноприводных машинах. Агрегат распределяет крутящий момент между осями машины. Раздатка в авто способна подключать или отключать мосты, благодаря чему может увеличиваться крутящий момент когда машина двигается на пониженной скорости.
Обычно раздатка в машине сделана в качестве отдельного трансмиссионного элемента, который находится после коробки передач. Но есть решения, когда они размещаются в одном корпусе.
Устройство раздаточной коробки автомобиля несложное. Сюда входят: ведущий вал, приводные валы, передача цепного типа, дифференциал и понижающая передача.
Раздатки по своему устройству могут быть разными и отличаться количеством передач, механизмом, размещением валов, методом распределения мощности.
Какое масло в раздаточной коробке используется? Нужны густые трансмиссионные жидкости. Какое масло применяется для коробки-автомат? Используются средства ATF. Если установлена МКПП, то требуется обычное трансмиссионное масло. Производители советуют выбирать класс GL 5 и больше. Тогда обеспечивается бесперебойная работа двигателя автомобиля.
Раздатки бывают ручными, простыми, автоматическими, полуавтоматическими. Каждый вариант имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе автомобиля. В ручных есть рычаг, размещенный рядом с коробкой передач. Это самая сложная в эксплуатации система. У простых видов большой ресурс, они несложные в обслуживании и в большинстве случаев размещаются на машинах, которые нужны для быстрой езды.
Автоматические раздатки работают благодаря электронной системе. Машины с таким механизмом способны легко передвигаться по любой дороге. Управление полуавтоматической раздаткой осуществляется с приборной панели.
Какой вариант лучше выбрать, каждый будущий владелец авто решает сам, учитывая свои предпочтения.
Предназначение
Работа раздатки заключается в том, что она распределяет передающееся ей усилие между основными и вспомогательными мостами. Еще с ее помощью выполняется подключение, отключение ведущего моста, а также снижается или увеличивается количество передаточного масла.
Представленная система незаменима во время перемещения по качественной дороге. С раздаткой выключается вспомогательный мост, уменьшая общую нагрузку. Особенно полезна данная система для грузовиков, где требуется применять дополнительный осевой мост.
Когда машина выходит на бездорожье, то использование такой раздатки обеспечивает равномерное распределение между мостами. Поэтому колеса начинают крутиться одинаково, уменьшая нагрузку на трансмиссию и в результате уменьшая износ всей системы. К тому же машина, оборудованная раздаткой, способна легко преодолевать труднопроходимые участки дороги.
Особенности работы
Как работает раздаточная коробка? Функционирование заключается в подключении, отключении мостов машины. Благодаря межосевому дифференциалу меняется крутящий момент, передача данного усилия на оси.
Функционирование раздатки заключается в следующем:
- Крутящий момент передается на ведущий вал, а затем сквозь шестеренки на промежуточный вал. Поскольку одна шестеренка заблокирована, передача вращения происходит сразу.
- На валу имеется шестерня подвижного типа, которая передает крутящий момент на передний мост.
- Дифференциал подвижного типа призван снимать нагрузку во время переключения, обеспечивая тем самым плавность хода автомобиля. Чтобы не допустить нехватку торможения при включенных обоих мостов, дифференциал можно заблокировать.
Управление системой выполняется механическим способом, когда применяются рычаги в салоне. Также предлагается электронный вариант, с применением кнопок либо селекторов.
Работают и автоматические режимы – блок управления выполняет регулировку блокировки дифференциала, распределяет тягу по осям. В некоторых автомобилях допускается выключение электроники, управление полным приводом. На кроссоверах, внедорожных универсалах обычно данный вариант отсутствует – крутящий момент «раздается» электроникой.
Если присутствует механическое, электронное управление, то у рычага, селектора в салоне несколько положений, которые устанавливают алгоритм деятельности полного привода. В каждой машине режимы маркируются по-особому. Чтобы расшифровать их, необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации. Это помогает понять обозначения, условия применения режимов.
Распространенные неисправности
На раздатку машины ложится большая нагрузка, особенно при езде по бездорожью. Поэтому требуется своевременное обслуживание этого агрегата, отслеживание симптомов проблем. Доверять эту работу предпочтительнее мастерам СТО, поскольку при самостоятельном ремонте можно не учесть несколько значимых моментов.
Распространенные проблемы:
- Гул, нарастающий шум во время работы. Это показатель износа подшипников валов.
- Заметные вибрации. Признак появляется после возникновения гула. Проблема в подшипниках, хотя данный эффект обеспечивается при дисбалансе карданных валов.
- Сложности с установлением режимов. Проблема появляется, когда изнашиваются шестеренки, деформируются вилки включения. Нередко режимы сложно переключаются, а иногда сами отключаются.
- Рывки во время разворота автомобиля на асфальтированной дороге. Дефект служит подтверждением того, что блокировка дифференциала всегда включена. По причине этого на трансмиссию ложится сильная нагрузка.
- Масляные подтеки. Проблема, которая появляется в разных агрегатах с жидкой смазкой: утечка осуществляется сквозь сальники, прокладки.
Могут возникать и другие проблемы. Это повреждение шестеренок или перегрев муфты. Также может быть нестабильность работы при больших нагрузках. Может выйти из строя электронный блок.
При появлении любых сбоев в работе требуется проведение ремонта. Мастер определяет, можно ли выполнить восстановление раздатки. Иногда необходимо произвести замену механизма, что продлит срок эксплуатации автомобиля.
Если нет опыта в проведении таких работ, то не стоит проводить самостоятельный ремонт. Предпочтительнее доверить эту задачу мастерам. Работники СТО проведут диагностику, а затем произведут ремонт.
Раздатка предлагается различными компаниями-производителями. Ее поставляют как в собранном виде, так и разобранной на отдельные механизмы. При диагностировании проблем в работе с раздаткой на СТО выполняется подробное описание. Тогда можно легко заказать нужные запчасти для выполнения ремонта.