Пропуск зажигания — неисправность, которая проявляет себя отказом свечи в камере сгорания двигателя. Проявляется неровным ускорением, сбоями в работе холостого хода, появлением ошибки Check Engine, изменением звука работы мотора и другими моментами. Ниже рассмотрим, в чем причины такой неисправности, как ее определить и устранить своими руками.
Причины
Отказ срабатывания свечи в двигателе часто обусловлен следующими причинами:
- Повреждение системы зажигания. Распространенная ситуация, которая может быть связана с поломкой катушки, свечей и других элементов. Для устранения неисправности требуется ремонт и замена поврежденных узлов. В большинстве случаев необходимо начинать со свечи зажигания.
- Снижение компрессии в цилиндре ниже нормы. Падение параметра может свидетельствовать о поломке ДВС, ошибке в монтаже ремня ГРМ или нарушении герметичности гидравлических компенсаторов. Низкая компрессия приводит к недостаточному сжатию подготовленного топлива и пропуску свечи.
- Поломки топливо-воздушной системы. Накопление грязи в форсунках, фильтрах и других элементах препятствует нормальной подаче воздуха и топлива в камеру сгорания автомобиля. Симптом часто уходит после прогрева, но даже в таком случае требуется проверка.
- Низкое качество бензина или ошибки в работе топливного насоса. Рассмотренные проблемы связаны между собой и приводят к неисправности. Применение топлива низкого качества влечет за собой сбои в работе помпы. В результате появляются пропуски, забиваются форсунки, и выходят из строя свечи.
- Неправильная регулировка клапанов. Отклонение зазора от оптимального уровня ведет к попаданию внутрь камеры сгорания дополнительного воздуха.
- Сбои ЭБУ. Ошибки в работе блока управления чреваты подачей неправильной команды на свечи цилиндров. Результатом является появление “троения”, возникающего из-за отказа свечи.
Причинами пропуска в работе системы зажигания может быть загрязнение ДПКВ и ДПРВ, создание неправильной топливовоздушной смеси, нарушение температурного режима, поломки электрического оборудования и загрязнение каталитического нейтрализатора. Точная причина неисправности и шаги по ремонту определяются после диагностики.
Как распознать поломку
В случае пропуска зажигания будут происходить следующие вещи:
- неровная работа мотора;
- ухудшение динамики и медленный набор скорости;
- колебания оборотов на холостом ходу;
- вибрации мотора, которые передаются на кузов транспортного средства;
- свечение сигнальной лампочки “Check Engine”;
- изменение звука работы ДВС в сравнении с привычным вариантом;
- появление “прострелов” и “хлопков” в выпускной системе.
Указанные признаки являются косвенными и не позволяют определить точную причину. По ним лишь можно сделать вывод об определенной поломке, которая требует устранения.
Диагностика неисправности
Если после пуска двигателя или в процессе движения появляются рассмотренные признаки, важно провести диагностику и определить причину. Алгоритм действий следующий:
- Считайте коды ошибок с ЭБУ. Для этого нужно иметь диагностический прибор, кабель для подключения и специальный софт. В качестве ПО можно использовать Scan Master. После выявления ошибок их требуется стереть и зафиксировать код в блокноте.
- Проанализируйте ошибки. Появление пропусков проявляет себя ошибками Р 0300 (случайные) или Р 0301, 0302, 0303 и 0304 — проблемы в 1-4-м цилиндрах соответственно.
- Проверьте топливо-воздушную систему и убедитесь в отсутствии утечки возле коллектора выпуска. Осмотрите трубки на факт деформаций и трещин. Для чистки можно использовать специальные аэрозоли или растворители. Подъем оборотов несет за собой утечку воздуха.
- Убедитесь в исправности зажигания. На старых машинах проверка начинается с катушки зажигания, которая часто изнашивается. Для контроля стоит завести мотор, оставить его на холостых оборотах и поочередно отсоединить “бобину” — сначала одну, а потом — вторую. Действовать необходимо осторожно, чтобы не попасть под высокое напряжение. Если после отключения катушки нет изменений в работе, значит, проблемный участок найден. Альтернативный вариант — поочередное отбрасывание проводов, которые идут от катушки к свечам. Для такой работы нужно использовать инструмент с диэлектрической ручкой и специальные перчатки. После выявления неисправности остается заменить катушку и сделать проверку снова.
- Убедитесь в герметичности тракта коллектора впуска. Заведите мотор и оставьте его работать в течение 3-5 минут на ХХ. Наклонитесь и прислушайтесь к работе ДВС около прокладки коллектора. Если слышен шум выходящего воздуха, ее нужно заменить. Для диагностики можно использовать очиститель тормозов, который нужно распылить в области прокладки и смотрите на обороты. Если они увеличились, значит, есть проблемы с герметичностью.
- Измерьте компрессию. При отсутствии результата во после рассмотренных выше проверок стоит измерить компрессию на каждом из цилиндров. Для работы применяется компрессометр, который можно взять в аренду или купить за 1000 р. В случае, когда в каком-то из цилиндров степень сжатия низкая, налейте туда немного масла. Если таким способом удалось устранить проблему, переходите к дальнейшей проверке. При отсутствии результата придется разбирать мотор и искать причину неисправности.
- Проверьте провода, которые идут к свечам зажигания, на факт появления напряжения. На них должно приходить 12 В. Для измерений применяется обычный мультиметр. Второй провод идет на ЭБУ, поэтому с его проверкой возникают трудности.
- Используйте осциллограф. При наличии напряжения и отсутствии искры стоит подключить прибор и проверить “землю” от ЭБУ. При ее отсутствии устройство требует восстановления.
Диагностика неисправности — обязательный атрибут при поиске поломки. В большинстве случаев повреждение устраняется заменой одной или нескольких свечей. Если этот шаг не дает результата, проводится полный цикл проверок и определяется “слабое звено”.
Последствия неисправности
Появление пропусков в системе зажигания чревато последствиями для других элементов двигателя. Отказ свечи приводит к тому, что несгоревшая смесь вылетает в выхлопную систему. Здесь она попадает в каталитический нейтрализатор, который снижает вредность выхлопов автомобиля.
Во время работы упомянутый узел нагревается до 600 градусов и выше. Как только в раскаленный элемент попадает несгоревшая топливо-воздушная смесь, она взрывается. Появившаяся волна может разорвать или повредить нейтрализатор. Из-за высокой стоимости многие владельцы отказываются от покупки катализатора. Они просто вырезают сгоревший элемент и вносят изменения в прошивку. Такие действия влекут дополнительные расходы и приводят к ухудшению экологичности.
Пропуски часто приводят к повреждению датчиков мотора, к примеру, контролирующего кислород. Его покупка и замена также выливаются в “копеечку”. Возможны проблемы с глушителями, которые из-за взрывов быстрее прогорают и требуют замены.
Итог
При появлении пропусков и любого из рассмотренных выше признаков стоит провести диагностику и не затягивать с ремонтом. Поездки с такой проблемой на большие расстояния чреваты повреждением катализатора, выхлопной системы и датчиков, а это все равно приведет на СТО.