Кондиционер давно входит в базовую комплектацию даже бюджетных транспортных средств и лишь единицы моделей имеют климатическую технику в виде дополнительной опции. Оборудование обеспечивает комфортный микроклимат для пассажиров и напрямую влияет на безопасность, ведь жара в салоне не способствует концентрации водителя. Тут важно знать, как правильно пользоваться кондиционером в машине, чтобы не только создать нужную температуру, но и гарантировать грамотную эксплуатацию.
Принцип работы климатической техники в авто
Суть работы автокондиционера такая же, как у сплит-системы или холодильника. Компрессор осуществляет движение по системе хладагента, в результате вырабатывается холодный воздух и обдувает пространство внутри транспортного средства. В качестве хладагента еще 10 лет назад использовался исключительно фреон, но сегодня для этих целей применяются разнообразные вещества. К примеру, многие производители закачивают тетрафторэтан, больше известный по индексу R134a.
Важно. Несмотря на то, что используется в качестве агента, нельзя смешивать вещества, поскольку такие действия ведут к неисправностям.
Есть ключевое отличие между климатическим устройством в автомобиле и обычным охладителями. В первом случае обязательно использование масла. Вообще, без технических жидкостей не могут работать практически все узлы, не исключение и автокондиционер. Масло способствует смазыванию деталей и соединений, снижая износ и улучшая функциональность. Поэтому, когда пришло лето или системой долго не пользовались, следует проверить уровень компрессорного масла. А еще лучше проводить диагностику 2 раза в год.
Правила эксплуатации кондиционера
Теперь стоит остановиться подробнее на том, как правильно пользоваться кондиционером в авто, чтобы он прослужил долго и обеспечивал нужную температуру. Существует несколько фундаментальных рекомендаций-требований и пожелания лайфхаки от производителей либо водителей. Следует выполнять такие действия:
- проветривать салон;
- регулировать направление движения воздуха;
- выбирать корректный режим охлаждения;
- регулировать приток воздуха;
- грамотно распределять потоки.
Манипуляции поспособствуют уменьшению риска простуды, что часто является платой за искусственный комфорт.
На каждом пункте стоит остановиться поподробнее, и проветривание салона снижает нагрузку на оборудование. Когда машина длительное время стояла на солнце, то хочется побыстрее опустить температуру, но сначала потребуется время, чтобы проветрить авто. Потом следует включить установку на минимальный показатель и постепенно переключать режимы. Воздух должен охлаждать пространство, а не отдельные части стального коня. Ни в коем случае нельзя направлять холодный поток на стекла, из-за перепада температуры они начнут разрушаться.
Не рекомендуется использовать кондиционер в максимальном режиме постоянно, а направление движения охлажденной массы необходимо направлять на ноги пассажиров, что снижает риск простуды. При жаре или остановке следует выбрать внутренний режим для циркуляции воздуха. Равномерное распределение живительной прохлады осуществляется с помощью дефлекторов, которые регулируются обычно вручную. Выставив эти шторки как нужно, водитель обеспечит оптимальное распределение потоков.
Снижение расхода топлива для охлаждения салона
Правильный подход к работе охлаждающих установок благоприятно сказывается не только на удобстве и настроении. С ними неразрывно связан финансовый аспект. В отличие от печки, которая работает от генератора, функционирование автокондиционера осуществляется за счет топлива. И чем интенсивнее он эксплуатируется, тем больше затраты бензина, метана с бутаном или дизельного топлива. Поэтому, зная как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле, владелец экономит деньги.
Любой водитель скажет, что летом у него топлива расходуется больше, особенно в городах, где образуются пробки. Но есть способы понизить показатели. Следует:
- не оставлять авто на солнце в течение дня;
- по возможности накрывать тентом или ставить светоотражающие материалы на окна;
- после достижения нужных параметров поддерживать их, снизив режим;
- применять системы рециркуляции.
Последний пункт был затронут выше и тут нужно снизить забор воздуха из окружающей среды, а пользоваться тем, который находится в системе.
На заметку. При работающей сплит-системе в помещении закрывают окна и двери. Такие же требования и для салона, тут должны быть плотно закрыты окна, двери и люки.
Рекомендации по выключению и ТО климатической техники
В работе климатического оборудования транспортных средств есть нюансы, касающиеся выключения. Это домашний прибор можно отключить нажатием кнопки на пульте дистанционного управления или выдернув шнур из розетки. В стальных конях все несколько сложнее и от правильности процесса зависит корректность работы. Одно из главных правил – не выключать технику вместе с двигателем. Сделать это лучше загодя, а мотор должен проработать хотя бы десять минут. Данная рекомендация позволит избежать образования лужи под кузовом.
Кстати, лужа является не самой большой проблемой при резком прекращении работы охладительной системы. Это ведет к запотеванию трубок и как следствие, на них со временем образуется коррозия. Повышенная влажность – благоприятная среда для развития грибков, плесени и болезнетворных микроорганизмов. Их попадание в систему климатической установки гарантировано спровоцирует проблемы дыхательных путей. А всего лишь нужно чуть раньше отключить оборудование.
Финальным аккордом грамотной эксплуатации автомобильных климатических устройств выступает техническое обслуживание. В новых машинах это входит в программу гарантийного ТО у официальных дилеров, остальные требуют самостоятельного подхода. Точнее, можно некоторые манипуляции выполнять самому, но в целом, лучше приглашать специалистов. Тоже касается и места проведения процедур – все необходимое у мастеров есть на СТО. Не исключены и выездные мероприятия, даже заправка хладагентом доступна в гараже заказчика.
Относительно мероприятий по обслуживанию оборудования, то здесь нужен комплексный подход. Проверяется уровень фреона или другого агента, а также компрессорного масла. При необходимости их доливают и дозаправляют. Требуется периодическая чистка, ведь не нужно объяснять какой грязный воздух на автодорогах. Эти манипуляции обуславливают соблюдение строгих правил безопасности, ведь при заправке при некорректных действиях возможен даже взрыв. Не привлекая профессионалов, можно самостоятельно заменить салонные фильтры. Также владелец транспортного средства в силах осуществить антисептическую обработку.
В отличие от сплит-системы, автомобильный кондиционер требует более тонкого обращения. Если владелец знает как правильно пользоваться кондиционером в машине, то он не только сможет создавать приятный микроклимат внутри. Это благоприятно сказывается на износе климатической системы и помогает снизить расходы на топливо.