От исправности рулевого управления зависит безопасная езда. Многих водителей тревожит скрип, возникающий при повороте руля. Проанализируем причины проблемы и способы решения.
Как определяют причину
Тревожный симптом появляется на машинах с гидроусилителем руля и без него. Характерные звуки могут исходить непосредственно из руля, либо из передней части авто.
Механизм рулевого управления сложен, особенно при наличии гидроусилителя. Поэтому причины скрипов могут быть очень разными. Диагностику начинают с поиска конкретного участка, из которого доносятся звуки при повороте руля.
Для правильной диагностики обратите внимание на следующее:
- особенности скрипа и частота звуков;
- влияет ли дорожное покрытие на шумы;
- шум слышится, поворачивая руль налево или направо;
- перестает ли шуметь после смены погоды.
Ответив на эти вопросы, водитель упростит работы автомеханика по обнаружению и устранению конкретной причины.
Основные причины звуков при повороте руля:
- некорректное выполнение сход-развала;
- сайлентблоки;
- подшипники;
- рейка руля или рулевая колонка;
- тяговые наконечники;
- кожух.
Найдя скрипящий компонент, приступают к ремонтным работам.
Характеристика основных причин скрипа
Если скрипучие звуки доносятся от колес, и в основном, когда машина стоит, вероятнее всего, проблема заключается в неправильно установленных колесах. В такой ситуации производят сход-развал для исправления ошибки. Колеса, установленные под некорректным углом, портят резину, которая неравномерно изнашивается, и приходит в негодность слишком быстро.
Скрипящие сайлентблоки дают о себе знать в летнюю жару. Скрип, появившийся в жаркие дни, говорит о скором выходе из строя компонента. Причиной звуков становится пересыхание резины – основного материала блоков. При жаре резина ссыхается, а размер ее становится меньше. Через некоторое время после появления характерных звуков деталь рвется. Если при осмотре скрипящих сайлентблоков явных трещин не обнаружено, их можно поставить обратно. Если температура воздуха опустится, звуки пропадают сами.
Рекомендуется обратить внимание на полиуретановые сайлентблоки. Полиуретан не ссыхается и не издает звуков.
Скрипящие подшипники – не менее распространенная проблема. Звуки, исходящие от поворотного кулака, говорят о попадании песка в подшипник, либо о недостаточной смазке. Проблему рекомендуется устранить сразу же, иначе элемент выйдет из строя. Сняв подшипник, попытайтесь найти повреждения. Если их нет, желательно смазать элемент, поставить обратно и отрегулировать. Если причиной скрипящего подшипника стали попавшие чужеродные вещества, либо песок, установите причину их попадания внутрь.
Если звуки издает колонка либо рейка руля, точнее определите место. Если проблема заключается в колонке, скрипучие звуки сопровождаются вибрацией во время поворота руля. Обычно скрип исходит из муфты колонки. Это типичное последствие неудачного восстановления машины после аварии. Если шумит не сильно, продолжайте пользоваться машиной, так как качество рулевого управления не снижается. Устранить неполадку невозможно. Для этого заменяют колонку.
Шум может исходить из соединения рейки и колонки, в случае плохого регулирования деталей или изношенных компонентов. Устранить неисправность возможно несколькими методами. Обычно достаточной станет регулировка механизма. Оптимальным способом устранения стука при повороте руля становится замена неисправной детали. Однако стоимость колонки немалая. Поэтому лучше попытаться починить повреждения. Устраняют вибрацию, смазав кардан. Имейте в виду, что смазанная деталь и прекращение стука только маскирует внешние проявления неисправности. Желательно как можно скорее обратиться за помощью на СТО, иначе деталь окончательно сломается.
Если шум доносится от наконечников тяги руля, скорее всего, он обусловлен поврежденными пыльниками, либо попаданием в наконечник тяги чужеродных компонентов. В таком случае скрипит не только во время движения руля, но и когда машина преодолевает препятствия. Для локализации звуков осматривают наконечники. Если внутрь попала пыль (песок), деталь придется заменить. Однако заменять желательно одновременно пару деталей.
Шум, доносящийся из пластикового кожуха, говорит о некорректной сборке машины. С течением времени появляются так называемые сверчки. Скрипит передняя панель. Способ устранения шумов зависит от марки и модели авто.
Если кроме скрежета, руль вибрирует и шатается, неисправен шарнир управления. Шарнир со временем изнашивается и требует замену. Если не заменить компонент, шарнир вскоре заклинит, а рулевой механизм станет поворачиваться с трудом.
Если после тщательного осмотра описанных выше компонентов причина скрипучих звуков не обнаружена, проверьте ремень привода гидроусилителя руля и систему торможения. Особое внимание уделите тормозным колодкам и дискам. Причинить скрипучие звуки способна ходовая часть, а также подвеска. Возникновение подобных неисправностей требуют должного внимания и немедленного техобслуживания. Отсутствие диагностики и ремонта приведут к выходу из строя и последующей замене дорогостоящих компонентов.