Одной из наиболее частых причин возникновения неполадок в работе автоматической коробки переключения передач является ее перегрев во время езды автомобиля. Если не нормализовать температурный режим в АКПП, это может привести к неизбежной поломке данного узла авто, что потребует в дальнейшем проведения капитального ремонта коробки автомат.
Чтобы избежать таких неприятных последствий, нужно следить за стабильностью функционирования коробки автомат и своевременно устранять даже малейшие отклонения в ее работе. Для этого важно регулярно проводить профилактическую диагностику АКПП, а также обращать внимание на характерные признаки, сигнализирующие о перегреве.
Причина возникновения перегрева
Внутри коробки передач находится трансмиссионная жидкость, которая во время эксплуатации авто нагревается из-за контакта с движущимися узлами автотранспортного средства. Разогрев трансмиссионной жидкости приводит к нагреванию других элементов коробки передач, что неизбежно приводит к их выходу из строя. Оптимальной температурой трансмиссионной жидкости в АКПП является показатель 65-100 °C.
Причиной перегрева АКПП может быть:
- Неправильная работа соленоидов, которые расположены в гидроблоке в системе охлаждения. Соленоид работает по принципу клапана, который обеспечивает при необходимости поступление масла к движущимся элементам, которые в результате смазываются и охлаждаются.
- Низкое давление внутри системы охлаждения, которое наблюдается при недостаточном количестве масла. Уровень масла должен быть под постоянным контролем. Замена масла в АКПП также должна выполняться в соответствии с рекомендациями завода производителя.
- Выход из строя масляного теплообменника. Как правило, поломка возникает из-за его загрязнения. Когда соты теплообменника забиты пылью и грязью, масло не может эффективно охладиться, что приводит к его перегреву.
Негативные последствия перегрева
Повышение температуры масла в коробке автомат неизбежно приводит к возникновению различных неисправностей:
- Теряются свойства трансмиссионной жидкости, которая имеет свой температурный режим работы, превышение которого способствует изменению ее свойств. В результате перегрева может появляться осадок, который становится причиной засорений движущихся узлов, включая гидроблок и соленоиды.
- Повреждаются фрикционные диски, которые в зависимости от особенностей конструкции рабочего узла изготовлены пластичного материала или металла. Низкое качество материала, используемого в изготовлении фрикционных дисков, значительно сокращает рабочий ресурс детали.
- Поломка соленоидов, которая чаще всего возникает в коробках автомат, где этот узел выполнен из пластика. Так как пластик не рассчитан на рабочие температуры, превышающие 100 °C, нарушение этого режима приводит к расплавлению соленоидов.
- Проблемы с проводкой, которая ведет к соленоидам, перегрев которых и плавление могут привести также и к перегоранию проводки.
Признаки перегрева
Как правило, при перегреве коробки автомат наблюдаются характерные признаки, которые внимательный автомобилист заметит, чтобы своевременно устранить. В современных автомобилях, оснащенных автоматической коробкой передач, предусмотрено наличие различных датчиков, которые фиксируют показатели температуры, а также уровень давления трансмиссионной жидкости.
Для информирования водителя о возникшем отклонении показателей от нормы предусмотрены световые индикаторы, которые являются сигналом о том, что требуется провести детальный осмотр АКПП и выполнить ремонт при необходимости.
Если АКПП переключилась в аварийный режим работы, нужно незамедлительно прекратить эксплуатацию авто и вызвать эвакуатор для транспортировки его в автосервисную мастерскую. Если продолжить эксплуатацию автомобиля, фрикционы могут расплавиться, а проводка перегореть. Также стоит помнить, что аварийный режим включается не всегда, так как повышение безопасной температуры может близко приближаться к критической, но не превышать ее.
При возникновении рывков, толчков и пробуксовки автомата стоит обратить внимание на рабочий агрегат и провести детальную диагностику. Даже незначительный перегрев, который является нерегулярным, может значительно сократить рабочий ресурс соленоидов и фрикционов, а масло в таких условиях быстрее теряет свои свойства.
Как предотвратить перегрев АКПП
В первую очередь важна регулярная диагностика, которая поможет выявить любые отклонения в работе автомобиля, включая АКПП. Обязательно нужно следить за чистотой гидроблока и масляного радиатора. В зависимости от степени загрязнения может быть проведена промывка, хотя при сильном засорении может потребоваться полная разборка агрегата.
Также нужно своевременно проводить замену масла, трансмиссионной жидкости и фильтров. Как правило каждый завод производитель автомобилей разных марок дает рекомендации по частоте замены расходных материалов. Качеству расходных материалов нужно уделять особое внимание и не экономить, так как низкокачественное масло или трансмиссионная жидкость снижают рабочий ресурс коробки автомат.