Существует много разных по внешнему виду, проходимости и другим параметрам автомобилей. Они отличаются мощностью, динамикой разгона, комфортом салона. Одной из ключевых технических характеристик, влияющей на другие, считается рабочий объем двигателя. Существуют малолитражные и мощные моторы с большой камерой сгорания, у которых есть свои преимущества и недостатки.
Что такое объем силовой установки авто
Объем ДВС автомобиля – это один из ключевых параметров, который характеризует мощность и производительность. По сути, это сумма пространства всех цилиндров, которая измеряется в литрах или кубических сантиметрах. Сегодня производители устанавливают под капотом моторы со следующим количеством поршней:
- четырьмя для экономичного транспорта;
- шестью для стандартных городских машин;
- восемью для спортивных автомобилей;
- двенадцатью для суперкаров.
Для расчета литража силового агрегата пространственную характеристику одного цилиндра умножают на количество поршней. В свою очередь размер рабочей камеры объемного вытеснения измеряется при полностью опущенном в нижнюю точку поршне.
Классификация моторов по объему камеры сгорания
Автопроизводители регулярно разрабатывают новые модели автомобилей. Они отличаются размером, комплектацией. Подходят для городской езды или эксплуатации по бездорожью. Автолюбители могут выбрать экономичную малолитражку или прожорливый внедорожник. Сегодня не используют единую классификацию для автотранспорта, однако, в соответствии с объемом, двигатели бывают:
- микролитражными до 1100 см³;
- малолитражными от 1200 до 1700 см³;
- среднего литража от 1800 до 3300 см³;
- большого литража более 3500 см³.
В Европе легковые автомобили классифицируют по целевому рыночному сегменту, при этом каких-либо жестких технических требований не регламентируют. Модели делятся на классы с учетом стоимости, габаритных размеров, оснащения и иных сопутствующих критериев. Несмотря, что классификация условная, стоит выделить следующие варианты:
- A для малых, микро, городских авто;
- B для малых, компактных машин;
- C для низшего, среднего гольф-класса;
- D для средних, семейных автомобилей;
- E для высшего, среднего бизнес-класса;
- F для представительских машин;
- J для внедорожников;
- M для минивэнов;
- S для суперкаров.
Также существуют переходные от одного сегмента к другому модели. Для их классификации производители после соответствующей латинской буквы добавляют плюс. Стоит отметить, что некоторые страны вводят дополнительные обозначения с учетом литража ДВС.
На что влияет объем силовой установки
От размеров камер двигателя внутреннего сгорания зависит множество важных технических характеристики транспортного средства. По мнению автолюбителей со стажем и мастеров сервисных центров особого внимания заслуживает:
- Мощность. Как правило, больший объем двигателя означает большую мощность. Это позволяет автомобилю быстрее разгоняться и достигать максимальной скорости.
- Крутящий момент. Как и с мощностью при увеличении литража ДВС увеличивается крутящий момент, что улучшает тяговые характеристики автомобиля на низких оборотах.
- Расход топлива. Движки с максимальным показателем, как правило, потребляют больше горючего, хотя современные технологии позволяют частично нивелировать этот эффект.
- Экологические показатели. Объем мотора влияет на выбросы CO2 и других вредных веществ. Мощные установки больше загрязняют окружающую среду.
- Стоимость обслуживания. В некоторых странах налоги и сборы могут зависеть от объема ДВС. Также обслуживание мощных моторов обычно дороже.
Для многих автолюбителей критическим показателем является расход горючего, который напрямую зависит от литража силового агрегата. Поэтому при выборе авто данной характеристики нужно уделить внимание. Для эксплуатации по городу с пробками и светофорами подойдет экономичная малолитражная машина. Преодолевать бездорожье лучше на внедорожнике.
Преимущества и недостатки авто с большим объемом ДВС
Любителям скоростной езды, путешествий по пересеченной местности подойдет спортивный автомобиль или внедорожник. Обычно они оснащаются моторами с максимальным объемом камеры сгорания. Среди преимуществ таких ДВС стоит отметить:
- Высокую мощность. Большие установки обычно обеспечивают более высокие показатели, что улучшает динамические характеристики автомобиля, включая ускорение и максимальную скорость.
- Увеличенный крутящий момент. Это особенно полезно для тяжелых автомобилей, таких как внедорожники и пикапы, которые часто используются для буксировки и перевозки грузов.
- Устойчивость к нагрузкам. Моторы с объемной камерой сгорания часто более устойчивы к нагрузкам и могут длительное время работать на высоких оборотах без риска перегрева.
- Удовольствие от вождения. Большие двигатели могут обеспечивать более приятные ощущения от управления автомобилем благодаря высокой мощности и быстрому отклику на педаль газа.
Среди минусов внимание стоит уделить расходу топлива. Чем больше размер камер сгорания, тем прожорливее движок. Это также приводит к увеличению вредных выбросов. Мощные силовые установки выбрасывают много CO2 и других вредных веществ, что негативно влияет на экологию.
За и против малолитражного двигателя
Как и мотор с максимальным литражом малолитражный движок имеет свои достоинства и недостатки. Среди преимуществ акцент стоит сделать на:
- Экономии топлива. Малолитражные двигатели обычно потребляют меньше горючего, что снижает эксплуатационные расходы и делает автомобиль более экономичным.
- Низких выбросах. Маломощные установки выбрасывают меньше CO2 и других вредных веществ, что делает их экологичными.
- Легкости. Маленькие агрегаты легче, что может улучшить управляемость и маневренность автомобиля.
Однако не стоит забывать о недостатках. Во-первых, это ограниченная мощность. Малолитражные двигатели имеют меньшие показатели, что может ограничить динамические характеристики особенно на высоких скоростях. Во-вторых, меньший крутящий момент. Это может стать проблемой при буксировке тяжелых грузов или при езде в горной местности.