Можно ли заводить машину без воздушного фильтра – вопрос, который может возникнуть по разным причинам. Снятие расходника и запуск мотора может потребоваться в процессе поиска неисправностей, в случае если фильтрующий элемент сильно забился, а водителю нужно продолжить движение. Главное четко осознавать, чем это грозит для автомобиля, и какие последствия ждут автолюбителя.
Предназначение расходника
Воздушный фильтр — это деталь из нескольких отдельных элементов, очищающая воздух, необходимый для подготовки топливного заряда. Состоит из корпуса и крышки, закрывающей мелкопористую сетку из бумаги или других материалов. Для карбюраторного бензинового ДВС используют детали круглой формы, а инжекторного аналога, прямоугольной, с большей площадью фильтрации.
В соответствии с сезоном и особенностями местности эксплуатации транспортного средства расходником фильтруются следующие частицы:
- пар и жидкость образованные под капотом;
- мелкий строительный мусор;
- пыльца разнообразных растений;
- частички пыли и песка, поднятые с дороги.
Фильтрующий элемент качественно очищает, требующийся для стабильной работы двигателя воздух. Также он призван решать некоторые сопутствующие задачи, например, на него возложено гашение шумов, создаваемых заведенным мотором и обеспечение температурного режима горючего в случае с карбюраторным ДВС. Это расходник, который забивается во время использования авто, следовательно, требуется его регулярная замена.
Разновидности доступной продукции
У каждой детали в транспортном средстве есть конкретное предназначение. Это касается и воздушных фильтров. Качество фильтрации простейшего узла влияет на стабильность и долговечность работы ДВС. Производители автомобильной продукции все время разрабатывают более современные расходники. Поэтому на прилавках магазинов можно встретить продукцию, в изготовлении которой используют:
- хлопчатобумажный материал;
- конский волос и капрон;
- разные виды поролона;
- мелкие фракции угля;
- разные виды бумаги и картона;
- моторное масло в емкости.
Для легкового транспорта обычно используют полимерные, бумажные или картонные фильтры. Чтобы предотвратить промокание материала и попадания влаги в ДВС применяют пропитку из смолянистых веществ. Такая обработка эффективна для фильтрации рабочих жидкостей, пары которых скапливаются под капотом.
Особенности конструкции детали
Геометрия и конструкция фильтра зависит от особенностей силового агрегата, места монтажа в подкапотном пространстве и скорости поступления воздушных потоков. Обычно в легковом транспорте используют следующие фильтрующие элементы:
- Круглые. Устанавливают в карбюраторных автомобилях. В состав входит многослойная бумага, алюминиевый сетчатый каркас для увеличения механической прочности и металлический корпус со съемной крышкой.
- Панельные. Адаптированы для использования в инжекторных моторах и двигателях на дизельном топливе. Есть каркасные и бескаркасные модели. Отличительной особенности считается большая площадь фильтрующего элемента.
- Цилиндрические. По конструкции похожи на кольцевую модель с меньшим диаметром и большей высотой. Благодаря этому увеличивается рабочая поверхность, а сама деталь занимает мало места.
Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики, производители оснащают воздушные фильтры дополнительными внешними элементами, обеспечивающими предварительную очистку. В соответствии с конструктивными особенностями расходники могут обеспечивать:
- Одинарную фильтрацию. Обычно это бумажный или картонный элемент, напоминающий плотную гармошку. Расходнику свойственно быстрое засорение и он не защищен от механических повреждений поэтому постепенно утрачивает популярность.
- Двойную фильтрацию. Деталь, рабочая поверхность которой защищена пористой синтетикой, обеспечивает дополнительное удержание крупных частиц. Часто используется на внедорожниках и грузовом транспорте.
- Тройную очистку. Деталь оснащена циклонным корпусом. Воздух проходит три отделения с принудительным закручиванием под действием инерции обеспечиваемой крыльчаткой или формой блоков. Это удаляет примеси, которые направляются в накопительную емкость.
Сегодня производителями часто выпускаются фильтры нулевого сопротивления. Это многослойное изделие, состоящее из ткани, в пропитке которой используется специальное масло. Это позволяет обеспечить эффективное задержание примесей без снижения интенсивности поступления воздушного потока.
Можно ли заводить и ездить на авто без воздушного фильтра
Если автолюбитель завел машину без воздушного фильтра и успел проехать пару километров ничего страшного с автомобилем не случится. При кратковременной работе без фильтрующего элемента в топливную систему не попадает много грязи. При этом в случае с инжекторным ДВС двигатель не будет заводиться, так как датчик не подаст сигнал на ЭБУ.
Что касается длительной эксплуатации автомобиля без воздушного фильтра, то она противопоказана. Воздух с песком, пылью и другой грязью попадает в двигатель, где мелкие частички не будут полностью сгорать. Расплавляясь, они оседают в виде стекла на поверхностях. Вследствие этого забиваются клапана на впуске и выпуске и в итоге сильно падает компрессия.
Последствия эксплуатации авто без фильтра
Фильтр очистки воздуха является расходным материалом, следовательно, менять его нужно совместно с заменой моторного масла. Такие сроки предусмотрены большинством производителей. Регулярно управляя машиной с сильно забитым или без фильтрующего элемента, водитель должен приготовиться к следующим неприятностям:
- увеличенному износу подвижных элементов мотора;
- быстрому засорению форсунок подачи топлива;
- сильному падению показателей мощности ДВС;
- увеличенному потреблению горючего;
- снижению эксплуатационного ресурса силового агрегата;
- нестабильной работе двигателя, требующей частых ремонтов.
Чтобы обеспечить стабильную работу двигателя, нужно гарантировать подачу оптимально подготовленной воздушной смеси, что требует наличия чистого воздуха без примесей. Поэтому нежелательно ездить без фильтрующего элемента и важно производить замену расходников в соответствии с регламентом предусмотренным производителем автомобиля.
Рекомендации по замене расходника
Замену фильтра нужно производить в соответствии с инструкцией сервисной книжки или при выявлении симптомов сильного загрязнения детали. Обычно ТО проводят каждые 10–15 тыс. км пробега или раз в год. Процедура не требует посещения сервисного центра и доступна каждому автолюбителю. Для этого необходимо:
- Снять верхнюю крышку с корпуса фильтра предварительно открутив крепежные винты.
- С осторожностью, избегая попадания грязи в коллектор снять старый забитый элемент.
- Полностью избавиться от загрязнений на дне корпуса с помощью салфетки или чистой ткани.
- Распаковать новую деталь и установить на посадочное место.
- Правильно сориентировать верхнюю часть корпуса в соответствии с отверстиями под винты.
- Закрутить резьбовой крепеж без чрезмерного усилия.
На вопрос, можно ли заводить машину без воздушного фильтра, можно смело ответить да. Кратковременная работа силовой установки без фильтрации воздуха не опасна. Но ездить без расходника категорически противопоказано, так как это наносит серьезный ущерб внутренним элементам двигателя.