Какое давление масла в двигателе должно быть, обязан знать каждый автовладелец, беспокоящийся о состоянии транспортного средства. От качества смазки внутренних подвижных элементов мотора зависит срок службы последнего. Изменения заданных производителем авто параметров в любую сторону вызывает процессы, ускоряющие износ силовой установки, что заканчивается дорогостоящим капитальным ремонтом.
Важность контроля давления смазки
Рабочая жидкость в системе смазки силового агрегата не только снижает степень сухого трения и износ внутренних элементов. В ДВС современного авто на продукт нефтепереработки возложены функции передачи кинетической энергии большинству узлов и механизмов. Его использование помогает:
- отводить избыточное тепло от силовой установки;
- предупреждать перегрев внутренних элементов ДВС;
- выводить частички металла, появляющиеся при трении;
- обезвреживать химические соединения, образуемые от сгорания топлива.
При резком понижении давления происходит масляное голодание и как следствие трение деталей на сухую и перегрев движка. При повышении показателей разрушаются поршневые юбки, изнашиваются манжеты и сальники, через которые начинает вытекать нефтепродукт.
Факторы, влияющие на уровень рабочей жидкости
Показатели давления в системе смазки двигателя внутреннего сгорания в первую очередь зависит от объема силового агрегата, количества и особенностей расположения цилиндров. Также на характеристики влияют следующие факторы:
- тип силовой установки: атмосферная, турбированная;
- используемое топливо: дизель, бензин;
- объем залитой смазки;
- система газораспределения.
Узнать установленные производителем нормы давления для работающего двигателя в заданном режиме можно из инструкции по эксплуатации конкретного ТС. Стоит учитывать, что установленные характеристики присущи нормально работающим ДВС без сильного износа при условии использования рабочей жидкости с оптимальными показаниями вязкости.
Средние показатели по регламенту производителей
Показатели давления жидкости в системе смазки двигателя первым делом зависят от модели силового агрегата. При этом данные на холостых оборотах будут сильно отличаться в меньшую сторону от значений для мотора во время набора скорости. Замеры должны производиться только на полностью прогретом ДВС.
Для бензинового двигателя средние показатели будут следующими:
- на холостом ходу в пределах двух атмосфер;
- на оборотах от 4.000 до 5.000 в пределах 4,5-6,5 атм.
Чтобы понять, какое давление масла в дизельном двигателе, нужно учитывать, что оно вдвое меньше, чем у бензиновых аналогов. В ДВС, работающем на дизтопливе нормальное значение колеблется в районе 0,3-0,4 бар. на холостом ходу и до 4 на 5000 оборотах. Точные нормы для конкретного автомобиля указаны в технических документах.
Причины изменения установленных параметров
Из-за резкого повышения давления смазка просачивается под клапанную крышку и сальники, проникая в цилиндры, что вызывает перебои в работе силового агрегата. При этом из выхлопной трубы вырывается черный дым с характерным запахом. Также на проблему указывает обильное образование пены. В данной ситуации водитель должен предпринять соответствующие меры.
Обычно появлению проблем способствует:
- использование моторного масла с неподходящими показателями вязкости;
- заливка в систему смазки низкокачественной рабочей жидкости;
- загрязнение маслопровода и фильтра в процессе эксплуатации авто;
- неисправный редукционный или перепускной клапан;
- сломанный маслоотделитель, приводящий к повышению давления картерных газов.
Устранение неисправностей обычно требует замены фильтрующего элемента и смазки. В некоторых случаях необходима установка новых клапанов, масляного сепаратора или насоса.
В случае резкого падения от установленной нормы водителю стоит задуматься о посещении станции техобслуживания и предстоящем капитальном ремонте. Иногда проблема может быть обусловлена забывчивостью автолюбителя, который просто забыл вовремя долить жидкость. Но чаще неприятности связаны с:
- поврежденным или залипшим редукционным клапаном;
- разжиженным маслом из-за попадания хладагента через пробитую прокладку ГБЦ;
- недостаточной вязкостью некачественной или утратившей характеристики смазки;
- изношенным масляным насосом, поршневыми кольцами, шатунными вкладышами.
В случае сильного износа внутренних элементов ДВС совместно с давлением падает компрессия. Также среди симптомов неисправности внимание стоит уделить повышенному потреблению горючего, падению тяги силовой установки, нестабильной работе на холостом ходу и в разных скоростных режимах.
Способы проверки уровня смазки
Самый простой способ, как проверить давление в двигателе – это убедиться, что на приборной панели не горит индикатор, а на циферблате значение, соответствующее параметрам предусмотренным производителем авто. Если есть сомнения в работе датчиков, стоит обратить внимание на внешние признаки или воспользоваться манометром. Если прибор отсутствует, то визуальная проверка подразумевает следующие мероприятия:
- открытие капота, проверку картера на повреждения;
- визуальную проверку наличия утечек со стороны днища автомобиля;
- проверку уровня смазки с помощью измерительного щупа;
- оценку состояния масляного фильтра.
На станции техобслуживания для измерения показателей давления моторного масла используют манометр. Данным прибором можно пользоваться и в гараже при наличии специального переходного адаптера. Непосредственно снятие замеров подразумевает следующие действия:
- отсоединение контрольного датчика;
- установку манометра через специальный адаптер;
- запуск двигателя и прогрев до рабочих температур на холостых оборотах;
- фиксацию данных на шкале прибора;
- снятие показаний в разных режимах работы двигателя;
- проведение повторных контрольных замеров.
Полученную информацию необходимо сверить с показателями, указанными в документах на транспортное средство. В случае совпадения либо минимальной погрешности можно продолжать эксплуатировать автомобиль. При сильно заниженных или повышенных значениях лучше обратиться в сервисный центр для диагностики.
Способы поддержания стабильного давления
Некоторые автолюбители в особенности новички даже не догадываются, какие последствия ждут автомобиль в случае падения давления в системе смазки. В реальности все может закончиться масляным голоданием и капитальным ремонтом ДВС. Чтобы этого избежать необходимо:
- Заливать рекомендованную производителем моторную жидкость.
- Проводить замену масла и расходников в соответствии с регламентом автопроизводителя.
- Использовать качественные присадки для периодической промывки двигателя.
- Своевременно обращаться на диагностику при обнаружении симптомов неисправности.
Нормальное давление масла в двигателе – залог длительной и бесперебойной работы последнего. Поэтому необходимо регулярно проверять уровень рабочей жидкости с помощью щупа и состояние масляного фильтра и других элементов, отвечающих за функционирование системы смазки.