Тормозная система автомобиля играет важную роль в обеспечении безопасности и управляемости транспортного средства на дороге. Процесс торможения основан на работе силы трения, которая создается за счет взаимодействия тормозной колодки с металлическим барабаном. В результате трения поглощается кинетическая энергия машины и скорость снижается. От того, насколько прочным и устойчивым к износу является материал колодок, зависит их срок эксплуатации.
Из каких материалов изготавливаются
Конструкционно тормозная колодка состоит из металлической пластины, выступающей основой, а также слоя фрикционного материала. Разные производители используют отличающиеся по составу и свойствам материалы, которые имеют разную степень устойчивости к износу. В составе материала может быть смола, оксиды металлов, графитная пыль и асбест.
Комбинация этих компонентов позволяет корректировать прочность и другие свойства пластины, которые играют решающую роль в управлении торможением. В зависимости от процентного соотношения металла в составе фрикционного слоя можно условно выделить четыре группы:
- Полуметаллические. В их составе может быть до 65% металла, что обеспечивает высокую прочность и долговечность. Такие колодки достаточно жесткие и хорошо отводят тепло, образующееся во время трения. Недостатком жесткости является сильное воздействие на тормозные диски, ускоренный их износ, сильный шум во время торможения. Все эти недостатки усиливаются во время эксплуатации авто в зимний период при низких температурах окружающей среды.
- Гибридные. Металл в составе таких колодок занимает всего 30%, поэтому их жесткость ниже. Дополнительными компонентами могут быть углеродные составляющие, кевлар и стекло. Эти материалы имеют достаточно высокую прочность, но при этом урон во время торможения значительно меньше.
- Керамика. В составе колодок большую часть занимают керамические волокна с каучуком или цветными металлами. Стоимость керамического материала выше, но их свойства и удобство эксплуатации компенсируют это. Показатель торможения сохраняется на высоком уровне, но при этом износ дисков незначительный. Такой вариант является идеальным для городской езды.
- Органические. Металл составляет всего 15% или меньше. Такие колодки используются для агрессивной езды или для эксплуатации авто в городе. Органический материал изнашивается очень быстро, а также в процессе трения образуется пыль. Этот нюанс нужно учитывать при выборе. Если диски вентилируемые, отверстия в них могут забиваться этой пылью.
Разные производители используют множество комбинаций различных материалов, поэтому отнесенные к одной группе детали могут иметь значительные отличия свойств. При выборе важно учитывать также и другие факторы, которые позволяют подобрать максимально соответствующие по всем параметрам колодки с учетом специфики условий езды, стиля вождения и технических параметров автомобиля.
Отличия колодок по категориям
В зависимости от качества выпускаемых колодок и их стоимости можно выделить три основные категории:
- Конвейерная, которая считается высшей. Эти колодки выпускаются брендом со строгим соблюдением стандартов и используются производителем во время сборки новых автомобилей. Эти колодки подвергаются дополнительной термообработке, чтобы во время тестирования новых авто был получен максимальный результат. В свободную продажу поступают такие же колодки, но без термической обработки. Показатель торможения у них немного ниже, но рабочий ресурс при этом немного выше.
- Рыночная. В данную категорию входят колодки, которые выпускаются разными производителями, но с соблюдением стандартов качества ECE R-90. Стоимость неоригинальных запчастей всегда ниже в сравнении с оригиналом, поэтому если период гарантийного обслуживания завершен, они являются оптимальным решением для снижения затрат. К недостаткам таких колодок можно отнести незначительные отклонения от нормативных технических характеристик, применяемых оригинальным производителем. Этот показатель обычно не превышает 10%, поэтому разница практически не ощутима.
- Экспортная, самая низкая. Процесс производства организован таким образом, чтобы максимально снизить себестоимость и, следовательно, цену запчасти. Качество при этом отходит на второй план. Такие колодки не всегда проходят сертификацию, поэтому решение о покупке таких комплектующих сопряжено с повышенными рисками.ё
Отличительные характеристики
Выбирая колодки, важно учитывать основные характеристики, которые влияют на дальнейшую эксплуатацию техники и функционирование всей тормозной системы в целом.
- Степень износа зависит от жесткости материала, из которого изготавливается колодка. Слишком высокая степень жесткости колодок ускоряет износ дисков, поэтому лучше всего подбирать их комплектом, отдавая предпочтение золотой средине. Слишком мягкий материал быстро изнашивается, поэтому нужно тщательно контролировать износ и своевременно осуществлять замену тормозной колодки.
- Коэффициент трения. Если колодки рассчитаны на высокую рабочую температуру, то максимальный коэффициент трения 0,5 отмечается только в экстремальных условиях, поэтому для городской езды такой вариант неприемлем. Так разные колодки при одной и той же температуре в 150 °C могут иметь разные показатели коэффициента трения: 0,2 у спортивных, 0,3-0,5 у обычных.
- Рабочая температура. В среднем для обычной городской эксплуатции транспортного средства оптимальным показателем температуры является 350 °C. В спортивных машинах этот параметр может достигать 900 °C. Чем выше рабочая температура, тем дороже материал, из которого изготовлена колодка, поэтому не всегда стоит переплачивать.
Правила выбора
Чтобы исключить риск покупки низкокачественной продукции, стоит придерживаться простых правил:
- отдавать предпочтение надежным проверенным брендам мирового рынка;
- детали должны быть сертифицированы;
- при визуальном осмотре не должно быть никаких дефектов, повреждений или инородных элементов;
- информация на коробке и в сопроводительной документации должна быть максимально полной (должен быть гарантийный талон, паспорт детали, данные о сертификации, информация о производителе).
Во время поиска оптимально подходящих по всем параметрам тормозных колодок нужно учитывать особенности установленных дисков. Рекомендуется подбирать их комплектом, чтобы найти оптимальное соотношение степени жесткости колодок, которые не будут слишком быстро стачивать диски. Лучшим решением является покупка одной серии дисков и колодок, так как производитель заранее просчитал все параметры совместимости двух деталей.