Для улучшения динамики разгона владельцы авто, привыкшие регулярно вносить коррективы в работу и конструкцию ТС задумываются над тем, как увеличить крутящий момент двигателя. С этой целью применимы разные варианты от установки фильтрующего элемента без сопротивления, до чип-тюнинга или модификации конструкции ДВС. В последнем случае значительно изменяются главные характеристики мотора, что не всегда благоприятно отражается на моторесурсе. Следовательно, важно взвесить плюсы и минусы технического тюнинга.
Основные понятия
Под вращательным усилием понимают тягу, создаваемую двигателем. В процессе работы ДВС вращение с заданной силой передается колесам. Эта величина, приведенная к единицам длины и является крутящим моментом. На показатели последнего влияют множественные факторы, обусловленные конструкцией мотора: рабочий объем, форма кулачков распредвала, другие особенности. Чем больше данный параметр, тем более динамичное авто.
Нелинейная характеристика тягового усилия автомобиля обусловлена конструктивными особенностями и принципом работы двигателя. Производители в документах указывают максимальный крутящий момент. Он доступен на пике возможностей мотора при полном газе на установленных оборотах. Стабильные показатели можно достичь использованием турбонаддува. Следовательно, пиковые параметры КМ зависят от конструкции ДВС.
Характеристики тягового усилия
Крутящий момент напрямую влияет на динамику набора скорости. Также параметр указывает на силу ДВС транспортного средства. При увеличении показателя возрастает мощность машины. Непосредственно величину КМ определяет:
- рабочий объем силовой установки;
- давление, нагнетаемое в цилиндропоршневой группе;
- площадь поверхности поршней;
- радиус рычага коленвала.
Все параметры взаимосвязаны и влияют на КМ. Объем ДВС увеличивает тяговое усилие, как и рабочее давление в камере сгорания. Величину крутящего момента можно скорректировать радиусом кривошипа, но в современных автомобилях показатель варьируется в минимальных пределах.
Варианты модификации двигателя
Для изменений показателей автомобильного мотора автолюбители пользуются механическими и программными методами. Первый вариант подразумевает внесение конструктивных изменений в силовой агрегат путем монтажа специальных деталей, расточки цилиндров и других кардинальных модификаций. Основной целью является повышение компрессии. Внушительной прибавки в оборотах помогает добиться установка турбонаддува.
Повышение крутящего момента доступно внесением изменений в программное обеспечение ЭБУ без вмешательства в конструкцию двигателя либо монтажа дополнительных элементов. Благодаря специальным программам корректируют объем, скорость и иные параметры впрыска. Также возможно изменить опережение в зажигании, отрегулировать интенсивность и продолжительность искрообразования.
Доработка ДВС механическим способом
Обычно водители доработку мотора используют для улучшения динамики разгона. Это добавляет уверенности на дороге во время обгонов, других маневров. Существует несколько вариантов модификации ДВС, среди которых внимание стоит уделить:
- Монтажу коленчатого вала, у которого увеличен радиус плеча кривошипа или расточке цилиндров. Тяговое усилие повышается за счет увеличения объема силового агрегата. Однако, это дорогое удовольствие, которое лучше доверить профессионалам.
- Установке доработанного распредвала. Помогает скорректировать газораспределение. Важно учитывать качество топлива, заливаемого в бензобак, чтобы исключить нежелательную детонацию.
- Использованию высокооктанового горючего. Простейший на первый взгляд способ. В реальности без перенастройки ЭБУ значительно увеличится нагрузка на двигатель.
- Установке воздушных фильтров с нулевыми показателями сопротивления. Способствует обогащению топливного заряда кислородом. Позволяет добиться повышенного коэффициента сжатия в цилиндрах и прироста в мощности до 3%.
- Монтажу прямоточной системы. Снижает сопротивляемость отработанных газов при выходе. Сопровождается характерным неприятным звуком. Для достижения эффекта важно устанавливать качественный проверенный прямоток.
- Использованию турбонагнетателя на атмосферном моторе. Насыщенный кислородом топливный заряд с большей степенью сжатия увеличивает показатели мощности ДВС. Это дорогостоящий способ, требующий дальнейшей технической поддержки.
- Использованию выхлопной трубы измененного диаметра. Расчетное увеличение показателей крутящего момента варьируется от 3 до 5% благодаря оптимизированному выхлопу. Способ подразумевает тонкую настройку диаметра трубы.
- Облегченные шатуны и поршни. Подразумевает использование деталей минимального веса специальной ковки. Минимизирует механические потери при работе силового агрегата, незначительно увеличивает КМ.
Серийный транспорт часто модифицируют с помощью использования дополнительных клапанов на цилиндрах. Для корректировки выпускного тракта на турбине монтируют крыльчатку из керамики с измененным наклоном.
Изменение КМ чип-тюнингом
Простым и доступным вариантом считается увеличение тягового усилия путем перепрограммирования вычислительного центра авто. Никаких механических доработок в двигатель или автомобиль вносить не требуется. Корректируют только программную часть, отвечающую за настройки силового агрегата. Несмотря, что чип-тюнинг требует участия профессионалов с использованием специального ПО и оборудования он помогает добиться следующих результатов:
- значительного увеличения тяговой силы и мощности мотора в соответствии с используемой прошивкой;
- улучшения скорости отклика педали, добавляющей газ в салоне автомобиля;
- максимального нивелирования турбоям на двигателях с турбонаддувом;
- стабилизации пуска непрогретого агрегата в подкапотном пространстве;
- оптимизации функционирования мотора с плавающими холостыми оборотами во время включения кондиционера;
- сохранения моторесурса силовой установки в отличие от механического тюнинга;
- отсутствия проблем при прохождении планового технического осмотра.
Использование чип-тюнинга оправдано в отношении стоимости модификации к увеличению мощности и крутящего момента ДВС. Главное, чтобы перенастройку программного обеспечения проводили специалисты способные учесть особенности двигателя и ЭБУ.
Изменение показателей электрического и дизельного мотора
С каждым днем на дорогах появляется все больше автомобилей на электротяге. Следовательно, у автовладельцев возникает вопрос, как увеличить крутящий момент электродвигателя. Все зависит от типа мотора под капотом, который бывает синхронным либо асинхронным. Для увеличения КМ корректируют либо электродвижущую силу, либо обороты электромотора.
Также вопрос, как увеличить крутящий момент двигателя часто волнует автолюбителей, управляющих авто на дизтопливе. В данном случае применимы все те же методики, как и с бензиновым силовым агрегатом: механическая модификация ДВС или чип-тюнинг электронного блока управления.