СТО №1 — ул. Могилевская, 5/1

+375 29 637 60 64

СТО №2 — П.Бровки, 12

+375 29 605 05 68

artemotors@bk.ru

Без выходных: 9:00 – 19:00

Позвонить
Без выходных: 9:00 – 19:00
СТО №1 — ул. Могилевская, 5/1
СТО №2 — П.Бровки, 12

Как работает барабанная тормозная система автомобиля

barabannye-tormoza

Как работают барабанные тормоза – должен хотя бы на минимальном уровне знать каждый владелец авто, оснащенного подобной тормозной системой. От качества её работы зависит безопасность водителя и людей в салоне машины, а также других участников дорожного движения. Несмотря, что подобные конструкции после появления дискового аналога утрачивают популярность, они до сих пор используются автопроизводителями, благодаря объективным причинам, на бюджетном и грузовом транспорте.

Конструктивные особенности системы

Тормозная система – важный элемент обеспечения безопасного движения любого автомобиля. Поэтому каждый автовладелец должен разбираться в конструкции и особенностях работы узла отвечающего за остановку транспортного средства. Непосредственно устройство барабанных тормозов автомобиля подразумевает наличие:

  • barabannye-tormozaбарабана, соединенного с колесной ступицей;
  • колодок, поверхность которых защищает фрикционный материал;
  • цилиндра, задействующего систему после нажатия педали;
  • обратных пружин, стягивающих колодки в исходное положение;
  • щита, размещенного за ступицей;
  • стойки, для поддержки колодок;
  • нижней регулируемой опоры;
  • механизма, приводящего в действие ручник.

Существуют одно и двухцилиндровые конструкции. Последний вариант с двумя поршнями эффективнее и надежнее. Если авто оснащено дисками для обеспечения экстренной остановки, дополнительно устанавливают стояночный барабанный тормоз. Чтобы колодки не примерзали, и не прикипали к поверхности барабана, опытные автолюбители не рекомендуют надолго оставлять авто с задействованным ручником.

Признаки предстоящего ремонта

Первым свидетельством предстоящей поездки на СТО является изменение траектории движения авто во время торможения. Это явный признак поломки механизма на одном из колес. Также среди явных факторов износа или выхода из строя узла внимание стоит уделить:

  • увеличению тормозного пути, снижению эффективности остановки автомобиля;
  • сильной вибрации во время нажатия на тормозную педаль;
  • биению руля при экстренной или плавной остановке;
  • нехарактерным звукам в виде громкого скрипа и скрежета во время торможения.

Последний симптом — это следствие сильного износа или разрушения фрикционной накладки или чрезмерного растяжения пружин. Это вызывает перекос, вследствие чего колодки при соприкосновении с барабаном издают громкий звук.

Как функционирует барабанная система торможения

Вращающийся элемент системы представлен барабаном, размещенным на задней оси. К данной детали непосредственно крепится колесо. Принцип работы барабанных тормозов подразумевает:

  1. Задействование педали в салоне вследствие чего происходит увеличение давления в контуре.
  2. Приведение в действие поршней за счет увеличения давления рабочей жидкости.
  3. Раздвижение стяжных пружин и задействование колодки с фрикционным слоем.
  4. Прижатие фрикционного материала с усилием к барабану из-за чего происходит замедление вращения.
  5. Остановку автомобиля благодаря силам трения, образовавшимся между рабочими поверхностями.
  6. Возврат колодок в исходное состояние при снятии ноги с педали тормоза.

Прижатие к барабану передних фрикционных колодок происходит с большим усилием. Естественно, это вызывает увеличенный износ. Следовательно, выполняя техническое обслуживание нужно учитывать особенность тормозной системы.

barabannye-tormoza

Важность техобслуживания

До определения степени износа фрикционной поверхности на колодках предусмотрено техническое отверстие. Оно находится на защитном щите. При сильном истирании фрикционных накладок до толщины, установленной производителем, требуется замена расходного материала.

Если для нанесения фрикционного материала используется клей, замена выполняется, когда толщина составляет 1,6 мм. Если рабочий слой закреплен заклёпками минимальный параметр равен 0,8 мм. Из-за сильного износа колодок на барабане появляются канавки, иные дефекты устранение которых требует проточки.

Для снятия поврежденного слоя на барабане используется специальный станок. Проточку лучше доверить опытному токарю способному снять минимальный слой. После устранения серьезных дефектов выполняется шлифовка для создания идеально гладкой поверхности.

Подбор деталей для замены

В случае необходимости замены барабана нужно выбрать деталь, соответствующую модели транспортного средства. Для этого рекомендовано пользоваться каталожным номером. Запчасти могут отличаться размерами, монтажными отверстиями и другими конструктивными особенностями. Малейшие отклонения от заданных параметров делают невозможной установку барабана на посадочное место.

Лучше отказаться от покупки продукции неизвестного производителя у сомнительного продавца. От работы барабанных тормозов зависит безопасность управления автомобилем поэтому на приобретении запасных частей экономить глупо. Опытные водители рекомендуют менять барабаны на осях попарно. Это гарантирует стабильную траекторию движения при торможении.

За и против тормозов барабанного типа

Конструкция барабанных тормозов простая благодаря чему сама деталь недорогая и надежная. Это обусловило её популярность и длительное использование даже после появления дисковой тормозной системы. Также среди преимуществ подобного механизма, отвечающего за остановку транспортного средства, внимание стоит уделить:

  • Высокому тормозному усилию, обусловленному особенностями конструкции, благодаря которой значительно увеличивается площадь соприкосновения трущихся поверхностей. Особо это актуально для грузовых авто и автобусов.
  • Длительному сроку службы колодок. Учитывая, что рабочей поверхностью является фрикционный материал износ колодок возможен только после полного истирания последнего.
  • Защищенности системы от грязи. Основные детали расположены в закрытом пространстве благодаря чему пыль, другие загрязнения не проникают внутрь механизма, что значительно увеличивает срок службы последнего.

Однако по сравнению с дисковым аналогом барабанный имеет серьезные недостатки, в частности, плохое охлаждение и нестабильную остановку транспорта при попадании на трущиеся поверхности влаги. Кроме этого, производители автомобилей постепенно отказываются от барабанов из-за следующих причин:

  • Недостаточного соприкосновения фрикционного материала с рабочими поверхностями из-за невозможности обеспечения стабильного контактного пятна поршнями.
  • Проскальзывания, обусловленного попаданием частиц вследствие износа фрикционного материала на рабочие поверхности.
  • Перегрева, вызванного недостаточным воздушным охлаждением и нагревом рабочих поверхностей вследствие сильного трения.

Несмотря на недостатки барабанная тормозная система до сих пор актуальна. Это обусловлено максимальным тормозным усилием необходимым для остановки грузовых и других крупногабаритных машин. Данную систему широко используют в стояночном тормозе. Плюс ко всему она недорогая и неприхотливая в обслуживании.

Zhenya