Как работает датчик коленвала знают далеко не все автолюбители. Однако показатели измерительного прибора важны для определения точного положения вала электронным блоком управления мотором. От этого зависит правильность подачи топливно-воздушной смеси в цилиндры и срабатывание зажигания для образования искры. Выход из строя незначительного на первый взгляд устройства полностью обездвиживает автомобиль. Поэтому важно разбираться в его конструктивных особенностях и в принципе функционирования.
Для чего нужен датчик на коленчатом валу?
Датчиком, определяющим положение коленвала, подаётся сигнал на ЭБУ. Контроллер считывает полученный импульс для определения момента, когда поршни проходят верхнюю и нижнюю мертвую точку. Анализ полученной информации электронным блоком управления необходим для точной настройки:
- синхронной работы коленчатого и распределительного валов;
- момента и количества подаваемой топливно-воздушной смеси;
- четкого срабатывания клапанов в адсорбере;
- воспламенения смеси в цилиндрах до прохождения мертвых точек.
При отключении контроллера запустить силовой агрегат современного автомобиля невозможно. Электронная топливная система и блок питания свечей зажигания не получат необходимый сигнал от ЭБУ, так как процессор не в состоянии определить подходящий момент.
Как устроен и работает датчик?
Контроллер положения коленвала – это измерительный прибор, принимающий и обрабатывающий импульсы необходимые для микропроцессора ЭБУ. Блоком обрабатывается полученная информация и настраивается момент подачи топливной смеси и искры. Сегодня сенсоры, устанавливаемые автопроизводителями, бывают:
- оптическими;
- индукционными;
- магнитными.
Принцип работы первого варианта основан на светодиодном луче. В момент прерывания, когда контрольный зуб проходит мимо светового потока, импульс передается на процессор электронного блока управления.
В случае с индукционным контроллером используется электромагнитный сигнал. Конструктивно прибор состоит из медной катушки, внутри которой находится намагниченный сердечник. Когда контрольная точка находится над стержнем, изменяется напряжение, что фиксируется ЭБУ.
В основе магнитных сенсоров лежит эффект Холла. Когда метка на коленчатом валу проходит мимо датчика, меняется магнитное поле. Это является импульсом для процессора, отвечающего за настройку подачи искры и топливной смеси.
Симптомы выхода из строя детали
Стабильная работа мотора зависит от качества настройки зажигания. Малейшие отклонения приводят к перебоям. Если не работает датчик коленвала какие признаки указывают на неисправность обязан знать каждый владелец автомобиля. Среди распространенных симптомов предстоящей поездки на СТО внимание стоит уделить:
- увеличенному потреблению горючего;
- горящему индикатору на приборной панели;
- снижению мощности и динамики автомобиля;
- плавающим оборотам холостого хода, провалам, детонации;
- прекращению работы прогретого мотора до момента остывания.
По последнему признаку можно точно узнать, что причиной плохо работающего двигателя стала поломка датчика, определяющего положение коленвала. При этом индикатор на приборной панели может гореть по разным причинам. Следовательно, для установки неисправности требуется диагностика.
По каким причинам ломается ДПКВ?
ДПКВ – надежная деталь, редко выходящая из строя. Часто неисправности обусловлены окислением контактов, повреждениями проводки и поломкой сопутствующих узлов. К основным причинам возникновения проблемы стоит отнести:
- поврежденную обмотку сенсора, из-за постоянной вибрации, окисления;
- сломанный светодиод и фотодиод, грязь на поверхности оптического датчика;
- не соответствующее расстояние задающего диска от сенсора;
- изношенное или поврежденное задающее зубчатое колесо;
- посторонние предметы, попавшие на задающий диск;
- поврежденный разъем подключения сенсора;
- замкнутые или оборванные провода.
Датчиком положения коленчатого вала оснащаются как бензиновые, так и дизельные автомобили. Импульсы, подаваемые сенсором, помогают в настройке и синхронизации работы важных узлов транспортного средства. Выход из строя детали приводит к полной остановке машины и невозможности дальнейшего движения без ремонта.
Способы проверки измерительного устройства
Разобраться, как проверить работает ли датчик коленвала, помогут простые советы экспертов. Последние рекомендуют начинать диагностику с изучения состояния цепи. Учитывая, где расположен сенсор для его подключения используют длинные проводники, которые обрываются из-за вибрации, неправильного или ненадежного крепления, контакта с сильно нагретыми поверхностями катализатора, выпускной системы.
Если автомобиль оснащен индуктивным сенсором, а проверка проводников не показала проблем, измеряется сопротивление обмоток. Для этого используется омметр. Показатели исправной детали составляют от 550 до 750 Ом. Замеры можно проводить без обязательного демонтажа датчика положения коленвала.
Если проверить исправность датчика с помощью подручных приборов и внешнего осмотра не получается необходимо обратиться в сервисный центр. На СТО имеется специальное диагностическое оборудование, позволяющее со 100% точностью выявить поломку.
Учитывая конструктивные особенности детали, она неремонтопригодная поэтому меняется целиком. Чтобы неожиданная ситуация не застала врасплох в дальней дороге опытные водители рекомендуют всегда иметь в арсенале запасной ДПКВ.
Как устранить распространенные неисправности?
Иногда сбои в работе двигателя по причине неправильных показаний датчика определяющего скорость вращения коленвала возможны если сенсор абсолютно исправен. Это обусловлено загрязнением поверхности моторным маслом, окислением контактной группы и повреждением проводников. Некоторые неисправности можно устранить, не меняя деталь с помощью:
- Обычной чистки. Избавиться от следов моторного масла можно с помощью специального аэрозольного очистителя, основанного на ацетоне. Достаточно распылить состав в области монтажа и на демонтированную деталь.
- Восстановлением оборванных контактов. Проблема актуальна для датчиков, установленных в передней части двигателя. Проводники обрываются вследствие постоянной вибрации либо неаккуратного обслуживания авто.
- Удаления окисления. Пластиковая изоляция проводников со временем утрачивает эластичность и трескается либо плавится при контакте с горячими элементами в подкапотном пространстве. Это приводит к образованию окисления, которое устраняется зачисткой и изоляцией поврежденных мест.
Разобраться как работает датчик коленвала несложно если изучить конструкцию детали. Такие знания не помешают при выявлении неисправностей узла. Также они будут незаменимы при выборе и замене вышедшей из строя запчасти. В общем, каждый автолюбитель должен хотя бы на минимальном уровне знать особенности конструкции и назначения важных элементов авто, чтобы гарантировать безопасную и надежную работу последнего.