СТО №1 — ул. Могилевская, 5/1

+375 29 637 60 64

СТО №2 — П.Бровки, 12

+375 29 605 05 68

artemotors@bk.ru

Без выходных: 9:00 – 19:00

Позвонить
Без выходных: 9:00 – 19:00
СТО №1 — ул. Могилевская, 5/1
СТО №2 — П.Бровки, 12

Как проверить шаровую опору и определить неисправность

Об износе подвески чаще всего свидетельствует характерный стук в передней части кузова при движении по неровным дорогам. И если проблемы с сайлентблоками или подшипниками не так критичны и позволяют еще некоторое время использовать транспорт, то выход из строя шаровой опоры опасен потерей колеса со всеми вытекающими последствиями.

При первых симптомах поломки рекомендуется незамедлительно обратиться к профессионалам. В случае острой необходимости оценить работу шаровых опор можно своими силами, используя несколько зарекомендовавших себя методик: проверить авто на слух, качение или замерить величину люфта во втулке между пальцем и стенками детали.

Устройство шаровой опоры и ее роль в подвеске

Шаровые опоры скрепляют рычаги подвески со ступицей на регулируемых колесах, обеспечивая прочное крепление колес и легкое управление машиной. Шарниры несут нагрузку, создаваемую весом авто, ударами со стороны колес и действием силы трения в процессе поворота.

Деталь состоит из шарового пальца с резьбой на конце, который вращается внутри металлического корпуса. Для надежности между пальцем и стенками корпуса установлена втулка, изготовленная из твердой пластмассы. Палец прикручен к поворотному кулаку ступицы, а корпус – к рычагу подвески. Снаружи узел защищает резиновый пыльник, который предотвращает попадание внутрь грязи и воды.

Поломка шаровой опоры становится серьезной проблемой, способной привести к самым тяжелым последствиям. Сначала стирается пластиковая втулка, в результате чего палец начинает свободно качаться внутри корпуса. Если на этом этапе проблему оставить без внимания, велика вероятность того, что при движении транспорта шаровый палец выскочит из корпуса, а колесо оторвется вместе со ступицей.

Поломку шаровой опоры часто можно диагностировать заранее. При движении авто изношенный узел проявит себя следующим образом:

  • характерным стуком в передней части кузова во время преодоления дорожных препятствий;
  • неравномерно изношенной резиной на передней и задней колесных осях;
  • скрипом колес при повороте;
  • изменением траектории авто при торможении.

Появление любого симптома требует незамедлительного осмотра подвески и рулевого управления авто.

Почему выходит из строя шаровая опора

Работоспособность шаровых опор в различных марках машин разнится. Так, детали российских, корейских и китайских производителей рассчитаны в среднем на 20-50 тысяч км пробега. Узлы японских и европейских марок исправно работают до 150 тысяч км.

Шарниры изнашиваются быстрее по некоторым причинам:

  • разрыв пыльников – изготовленные из резины защитные чехлы теряют прочность под воздействием меняющихся температур, окружающей среды, механических повреждений, требуя регулярной и своевременной замены;
  • эксплуатация в экстремальных условиях, езда по бездорожью – являются серьезным испытанием для подвески, а частые нагрузки и вибрации разбивают пластиковые втулки;
  • стачивание шарового пальца – приводит к раскачиванию детали, которая на очередной дорожной неровности может выскочить из корпуса;
  • недостаток смазочных материалов, которые в дальнейшем испаряются и высыхают, вызывая трение между элементами.

Для того, чтобы правильно диагностировать неисправность, необходимо внимательно проверить всю подвеску. Важно обнаружить проблему на раннем этапе – это поможет избежать серьезных последствий и дорогостоящего ремонта подвески.

Самостоятельная диагностика

Если имеются подозрения на проблемы с подвеской, лучше обратиться к профессионалам. В СТО проведут диагностику подвески с использованием специального оборудования и устранят неполадку.

При острой необходимости можно обойтись своими силами, выбрав один из рекомендованных способов проверки:

  • поставить машину на яму и осмотреть шаровую – о наличии проблемы расскажут характерный стук, а также излишне свободный ход шарового пальца;
  • раскачать авто при выключенном двигателе и прислушаться к звукам, которые издает подвеска – если слышен стук шаровых опор, их необходимо демонтировать, осмотреть и при надобности поменять;
  • приподнять проблемную сторону кузова на домкрате, выжать тормоз и раскачать колесо – диагностировать поломку шарнира позволит лязгающий звук.

Одним из лучших способов оценить состояние шаровой опоры является определение величины люфта. Для этого нужно поставить авто на яму, выключить двигатель и приподнять проблемное колесо с помощью домкрата. Далее необходимо аккуратно подложить монтировку между поворотным кулаком и рычагом и, покачивая ее вверх и вниз, разгрузить шарнир и раскачать палец в том же направлении. Если люфт во втулке обнаружен, и амплитуда движения превышает допустимые 3 мм – необходима замена шаровой опоры.

Zhenya