Как проверить картерные газы на бензиновом двигателе должен знать каждый владелец автомобиля, который привык следить за исправным техническим состоянием транспортного средства. Работа вентиляции картера влияет на функционирование ДВС, безопасность управления авто. Часто обслуживание машины возложено на работников сервисного центра, поэтому не все автолюбители знают нюансы диагностики. Хотя это несложный процесс, если разбираться в особенностях работы системы.
Понятие картерных газов
При воспламенении топливного-воздушного заряда происходит резкое увеличение объема газов в цилиндрах, что приводит поршни, соединенные с коленчатым валом в движение. Частично продукты сгорания из-за неплотности прилегания колец к цилиндрической поверхности попадают в картер, перемешиваясь со смазкой, нагнетая давление, что в совокупности разрушает уплотнители на коленвале и поддоне.
Периодичность тактов воспламенения топлива в цилиндрах приводит к непрерывному нагнетанию в поддоне новой порции газов. При перебоях в работе вентиляции картера продукты сгорания выдавливают сальник коленвала или выбивают щуп измерения уровня масла, что негативно отражается на функционировании и состоянии бензинового ДВС.
Конструктивные особенности вентиляции
Для снижения пагубного влияния давления продуктов сгорания, в моторе предусмотрели вентиляцию. Сегодня автопроизводители используют закрытый контур для соответствия ДВС стандартам экологии. Вне зависимости от модели и марки транспортного средства узел состоит из типичных элементов:
- воздуховодов, отводящих газы;
- вентиляционного клапана, регулирующего давление;
- маслоотделителя, отсекающего пары смазки.
Избытки давления и разрежение газов контролируются клапаном. Для отделения масляных паров предусмотрены специальные лабиринты маслоотделителя. Отфильтрованная смазка скапливается в поддоне силового агрегата. Это экономит рабочую жидкость, защищает внутренние элементы ДВС от образования нагара. Фильтрующая деталь находится под крышкой клапанов, встраивается в силовой агрегат или устанавливается в качестве обособленного элемента.
Почему вентиляция выходит из строя
Вентилирование картера снижает содержание опасных веществ в выхлопе, количество примесей в смазке, обеспечивает стабильность оборотов ДВС в процессе прогрева. Это положительно отражается на общей работе силового агрегата. Обычно проблемы в функционировании узла возникают из-за плохой проводимости или разгерметизации. Среди распространенных причин неисправности внимание стоит уделить:
- механическим повреждениям патрубков;
- порванной мембране внутри клапана PCV;
- забитым шлангам вентиляционной системы;
- нагару на стенках и грязи внутри клапана;
- износу поршневых колец.
Даже маслоотделитель не способен полностью предотвратить загрязнение воздуховодов и элементов впуска, что вызывает перебои в функционировании двигателя. Часто в бензиновом автомобильном моторе налет скапливается в дроссельных заслонках и регуляторе холостых оборотов, оборудованных специальными каналами, выполняющими вытяжные функции.
Симптомы, указывающие на поломку
Сильно забитая вентиляция препятствует нормальному отводу картерных газов. Это происходит из-за отложения смолянистых компонентов на внутренних стенках патрубков и других элементов. Неисправность может проявляться:
- течью и излишним потреблением смазки;
- сильным задымлением силовой установки;
- пониженной динамикой разгона автомобиля;
- посторонними звуками во впускном коллекторе;
- быстрым загрязнением регулятора холостых оборотов;
- выталкиванием щупа контроля уровня масла излишним давлением.
При повреждении шлангов, внутрь попадает воздух снижая динамику двигателя. Клапаном картерные газы направляются в ДВС, смешиваясь со смазкой и нагаром, тем самым вызывая засорение дроссельной заслонки.
Как проверить картерные газы
Простым способом проверки газов в картере бензинового мотора считается частичное откручивание крышки на маслозаливной горловине. Определить нормальную работу или проблемы можно при заведенном двигателе по следующим симптомам:
- подпрыгивающая, но не слетающая крышка указывает на наличие нормального давления;
- прилипшая крышка вследствие разрежения указывает на проблемы впускного коллектора;
- крышка, слетающая с маслозаливной горловины является следствием просевших колец.
Если верхняя часть, закрывающая горловину, буквально прилипает, возможно произошла разгерметизация клапана из-за повреждения мембраны. Разбрызгивание моторного масла из-под крышки либо в области форсунок свидетельствует о предстоящем капитальном ремонте. Часто это характерно автомобилям с солидным пробегом и изношенной силовой установкой.
Резиновая перчатка для проверки вентиляции
Это простой подручный способ проверки. При заглушенном двигателе извлекается щуп контроля уровня масла. Перчатка или шарик закрепляется с помощью изоленты на патрубке над отверстием. Силовой агрегат запускается на холостом ходу. О состоянии вентиляции можно судить по ряду признаков:
- Если во время работы ДВС на холостых оборотах объем резины слегка увеличился и удерживает форму, значит система исправна.
- Если в течение 3-5 минут наблюдается чрезмерное надутие или отсутствие увеличения объема – это указывает на сильное засорение или слабую работу вентиляции.
- Если перчатка при наличии заглушек не надувается, потребуется разборка вентиляции для осмотра каждого элемента по отдельности.
Для проверки работоспособности клапана при запущенном моторе нужно сильно зажать трубку. На исправное состояние детали указывает характерный щелчок. Также диагностику можно выполнить с помощью листка бумаги, который парит при незначительном удалении от горловины и прилипает при приближении к отверстию.
Проверка с помощью манометра
Манометр позволяет произвести точные измерения давления. При нормальной работе вентиляции показатели составляют 8.000 Па. Предварительно нужно проверить чистоту патрубка сапуна и уровень моторного масла. Важно использовать измерительный прибор, подходящий по диаметру и предельным показателям.
Перед проверкой картерных газов на бензиновом моторе с закрытой вентиляцией отсоединяется патрубок на сапуне. Впускной коллектор закрывается заглушкой. Измерительный прибор подсоединяется к трубке. ДВС запускается и работает при номинальной нагрузке. После выравнивания показателей они фиксируются и сравниваются с установленными.
Подводим итоги
В процессе работы двигателя топливный заряд поступает во все камеры, где происходят мощные взрывы для высвобождения энергии, вращающей коленчатый вал посредством поршней. Выпускной клапан направляет картерные газы в выхлопную трубу, предварительно пропуская токсичную смесь по каталитическому нейтрализатору, очищая от опасных компонентов перед выбросом в атмосферу.
Незначительная часть газов проникает в картер через зазоры между кольцами и поверхностью цилиндров. Если не избавиться от опасных паров они разрушают внутренние элементы двигателя. Поэтому при обнаружении симптомов неисправности вентиляции нужно незамедлительно предпринять соответствующие меры.