Чтобы автомобиль выглядел не хуже нового, часто требуется обновление лакокрасочного покрытия. Если обращение в автосервис финансово накладно для автолюбителя, можно при наличии инструментов и знаний выполнить все в гараже. Однако, чтобы результат оправдал ожидания важно знать, как подготовить авто к покраске. От качества проведения подготовительных работ зависит адгезия автоэмали с кузовными деталями и срок службы ЛКП.
Этапы подготовки автомобиля к покраске
Покраска машины подразумевает комплекс подготовительных работ, начиная мойкой кузова, заканчивая нанесением грунтовки. Пошаговая инструкция предусмотрена для улучшения сцепления поверхности кузовных элементов с лакокрасочным покрытием. Основные работы включают:
- тщательную мойку транспортного средства;
- защиту элементов, не подлежащих окрашиванию;
- снятие остатков жировых следов;
- выравнивание дефектов шпаклевкой;
- зачистку неровностей;
- нанесение грунта.
Если на кузове присутствуют сложные повреждения, либо требуется полностью покрасить или отреставрировать поверхности большой площади лучше обратиться в сервисный центр. Проведение масштабных работ без подготовки и спецоборудования не гарантирует качественный результат.
Чистка кузова от грязи
Стартовым подготовительным этапом перед окрашиванием считается мойка. Автолюбители со стажем рекомендуют пользоваться губками со средней жесткостью и специализированными моющими средствами, эффективно удаляющими жир и стойкую грязь. При обработке особое внимание стоит уделить:
- открытым кузовным участкам;
- стыкам сопрягаемых элементов;
- порогам и днищу.
Важно качественно удалить грязь с каждой поверхности, подлежащей окрашиванию. Из-за жировой или солевой пленки шпаклёвка, грунтовка и лакокрасочное покрытие могут отслаиваться.
Защита декоративных элементов
После тщательной мойки и просушки перед тем, как подготовить дверь авто к покраске или другие кузовные части, нужно выполнить защиту всех поверхностей, не подлежащих окрашиванию. С этой целью используется полиэтиленовая пленка, фиксируемая с помощью малярного скотча. Также желательно провести полный демонтаж съемных элементов.
Вслед за маскировкой не окрашиваемых поверхностей следует зачистка дефектных участков. Это помогает устранить сколы, трещины и царапины на лакокрасочном покрытии. Подойдет наждачная бумага с зернистостью до Р280. При обнаружении отслоений, последние удаляются и зачищаются по краям до полного сглаживания.
Удаление жировых остатков
После защиты участков, требующих отдельного внимания, выполняется обезжиривание подлежащих окрашиванию поверхностей. Для полного удаления остатков жировых следов используются специальные составы. Процедура проводится после зачистки, чтобы избежать повторного попадания грязи. Сам процесс подразумевает:
- Обработку небольших участков салфетками, смоченными в обезжириватель.
- Протирку кузовных деталей чистыми салфетками для устранения остатков растворителя.
- Поэтапную обработку участков небольших размеров до половины квадратного метра.
Учитывая использование летучих растворителей важно обеспечить безопасность. Помещение, где проводятся работы должно хорошо проветриваться. Необходимо использовать средства индивидуальной защиты, такие как перчатки, очки, респиратор.
Выравнивание дефектов шпаклевкой
Использование шпаклевки необходимо для выравнивания поверхностей, путём заполнения углублений, царапин, других дефектов. Предварительно обрабатываемый участок зачищается до металла наждачной бумагой. Нанесение подготовительной смеси выполняется на зачищенную поверхность тонкими слоями с помощью шпателя.
Не стоит наносить состав непосредственно после устранения остатков следов жира. Реакция растворителя с металлом приводит к охлаждению последнего. Поэтому требуется определенное время для восстановления температуры. В противном случае под шпаклёвкой собирается конденсат, что снижает качество адгезии с основой.
Шлифовка неровностей
Не менее важным подготовительным этапом при реставрации краски считают правильную шлифовку. Сама процедура напоминает зачистку с определенными особенностями и использованием мелкозернистого абразива. Несложный процесс помогает:
- полностью удалить остатки старого лакокрасочного слоя;
- максимально выровнять поверхность и снять излишки шпаклевки;
- обеспечить адгезию грунтовки путем придания шероховатости поверхностям.
Доступен ручной и механизированный вариант шлифовки с использованием мокрого или сухого способа. Важным фактором того, как правильно подготовить авто к покраске является выбор абразивных материалов в зависимости от стадии обработки:
- черновая шлифовка подразумевает использование бумаги Р120;
- выравнивание зашпаклеванных поверхностей проводится абразивом Р180;
- перед грунтовкой используют машинную обработку абразивным материалом Р220.
- прежде чем наносить лакокрасочное покрытие участки шлифуют абразивом Р500.
Не рекомендовано при поэтапной обработке одного участка использовать абразивные материалы с разницей более 100 единиц. Чтобы обеспечить максимальное качество, применяют сухой способ шлифовки, снижающий вероятность образования коррозии. Однако из-за большого количества пыли необходимо пользоваться индивидуальной защитой.
Нанесение грунта
Чтобы автоэмаль равномерно распределялась по окрашиваемой поверхности последнюю предварительно грунтуют. Специальный состав обеспечивает качественную адгезию. Также грунт является частичным компенсатором дефектов, не устраненных на предварительных подготовительных этапах, так как полное удаление пыли и жира в гаражных условиях нереально. Обычно используют два вида грунтующих составов:
- Первичный для повышения адгезии автоэмали и кузовных элементов, защиты основы от ржавчины, формирования пленки непроницаемой для воздуха.
- Наполнитель, заполняющий царапины и пустоты, образовавшиеся при использовании абразива. Это гарантирует максимально ровное распределение краски.
Прежде, чем наносить грунтовку выполняется тщательное перемешивание смеси с добавлением отвердителя или растворителя по необходимости. Нанесение проводится послойно с полной просушкой каждого слоя. Для выявления дефектных участков используются проявляющие составы, наносимые на сухую поверхность. Перед покраской кузов окончательно обрабатывается мелкозернистыми абразивами.
Покраска кузова
Если четко разбираться как подготовить к покраске авто своими руками и точно следовать предписаниям на каждом подготовительном этапе, то проблем с нанесением лакокрасочного покрытия не возникает. Эмаль равномерно распределяется по поверхности, формируя красивый, долговечный декоративный слой.
Краска наносится краскопультом. Локальный ремонт подразумевает обработку участков с помощью аэрозольных баллончиков. Важно, чтобы струя лакокрасочного материала распылялась перпендикулярно кузовным элементам для избежания образования пятен. Равномерное окрашивание больших площадей обеспечивается нанесением полос. А в остальном качественная подготовка кузова в 95% случае гарантирует отменный результат.