Тормозная система автомобиля постоянно работает при повышенных нагрузках, уровень которых зависит от габаритов авто, манеры вождения автомобилиста, а также особенностей дорожного покрытия, по которому эксплуатируется авто. Во время торможения, независимо от скорости движения автомобиля, тормозные колодки в момент нажатия педали тормоза прижимаются к дискам, что приводит к трению, а это является причиной износа.
Если тормозные колодки изношены, значительно повышается опасность во время эксплуатации автомобиля для всех участников дорожного движения, включая водителя, пассажиров, пешеходов и других автомобилистов на дороге. Запрещается выезжать на дорогу на автотранспортном средстве с изношенными колодками, так как в экстренной ситуации тормоза могут не сработать на сто процентов.
Признаки износа тормозных колодок
Заметить, что тормозные колодки изношены и требуют срочной замены, можно при визуальном осмотре или, полагаясь на характерные признаки, возникающие во время эксплуатации авто в процессе торможения. Визуальный полный осмотр тормозных колодок и всей тормозной системы в целом рекомендуется регулярно проводить в специализированном автосервисе.
Очень удобно отслеживать степень износа тормозных колодок в автомобилях, оснащенных специальными датчиками, которые в случае критического износа посылают сигнал на панель, где загорается лампочка. На практике система датчиков часто дает сбои, так как провода и индикаторы постоянно контактируют с пылью, грязью и влагой, поэтому подвержены коррозии и могут работать некорректно.
Оценить износ колодок также можно, заглянув под колпак колеса. Этот способ отлично подходит для автомобилей со штампованными колесами, на которые надеваются колпаки. Под колпаком собирается пыль и, если кроме пыли присутствует мелкая металлическая стружка, это является сигналом о том, что защитные накладки на колодках стерлись и царапается диск.
Если имеется только серый налет, это свидетельствует о том, что истирается только колодка, что является естественным рабочим процессом и авто может эксплуатироваться дальше. Для легкосплавных дисков такой способ не подходит, так как пыль во время движения авто из них выдувается и выявить металлические частички в ней не представляется возможным.
Признаки износа колодок могут быть выявлены непосредственно во время торможения. Опытный водитель непременно заметит характерные особенности во время движения авто и срочно обратится в автосервис для комплексной проверки тормозной системы и замены колодок.
К характерным признакам, требующим обязательного посещения автосервиса, являются:
- Увеличение тормозного пути при неизменных других параметрах эксплуатации авто. Педаль тормоза требует большего усилия для обеспечения торможения.
- Возникает резкий звук во время торможения, который появляется при торможении сильно изношенными колодками. Звук возникает достаточно высокий, похожий на визг или писк, который возникает из-за трения противоизносных пластин. Такой же звук появляется при износе тормозных дисков, поэтому обратиться в автосервис придется в любом случае.
- Во время торможения ощущается биение тормозов, как при езде по бездорожью. Такое может наблюдаться при неравномерном износе, когда на тормозной колодке могут появляться трещины или сколы. Если при нажатии педали тормоза биение наблюдается, а после ее отпускания пропадает, причиной является именно изношенная колодка.
Факторы, влияющие на скорость износа колодок
Скорость износа тормозных колодок зависит от многих факторов:
- Материал, из которого изготовлены фрикционные накладки на колодках. Скорость истирания накладок зависит от качества материала и его износостойкости.
- Стиль вождения. Частое резкое торможение приводит к преждевременному износу.
- Неисправные тормозные цилиндры приводят к неравномерному износу колодок по одной из осей. Диагностика тормозных цилиндров нужна в том случае, если разница остаточной толщины колодок по одной оси составляет около 2 мм.
Насколько часто нужно менять тормозные колодки
Автопроизводители рекомендуют менять тормозные колодки на авто каждые 10 тысяч км. Этот показатель пробега является ориентировочным, так как степень износа зависит от многих факторов, поэтому рекомендованный пробег является усредненным.
При агрессивной манере вождения и частой езде по бездорожью скорость износа колодок значительно повышается, поэтому замена может потребоваться при небольшом пробеге в 5 тысяч км, что является половиной рекомендуемого производителями срока.
При бережном обращении с автомобилем и аккуратной эксплуатации срок износа колодок может быть увеличен вдвое. Спокойный стиль вождения позволяет прослужить колодкам до 20 тысяч км без потребности замены.