Когда охлаждающая и смазывающая жидкости в автомобиле смешиваются — это негативно отражается на состоянии силового агрегата. Мотор перегревается, засоряются каналы, страдают клапаны, поршни другие внутренние элементы. Увеличенное трение вкладышей и коленчатого вала усиливает износ. Поэтому важно знать, как определить, что антифриз попадает в цилиндры двигателя, чтобы предотвратить дорогостоящий капремонт.
Как тосол проникает в двигатель
Для движения моторного масла и антифриза используются встроенные каналы внутри блока головки цилиндров. Рабочие жидкости охлаждают и смазывают детали мотора. Смазку нагнетает масляный насос через фильтр в мелкие магистрали для снижения трения подшипников коленвала, вкладышей, поршневых колец и других подвижных элементов.
Циркуляция хладагента происходит в охлаждающей системе, состоящей из радиатора, термостата, патрубков, водяного насоса. Тосол протекает по каналам блока рядом с горячими элементами силовой установки для поддержания рабочей температуры.
В случае повреждения каналов коррозией или естественным износом ОЖ проникает в магистрали, предназначенные для моторного масла. Смешиваясь рабочие жидкости утрачивают первоначальные характеристики. Это приводит к увеличению трения внутренних деталей и перегреву двигателя с вытекающими последствиями.
Учитывая, что показатели давления в контуре смазки в пределах 4, а в системе охлаждения не более 1.5 атмосферы, при повреждении внутренних каналов смазочный материал изначально смешивается с тосолом, а после остановки двигателя антифриз попадает в камеру сгорания.
Как определить попадание ОЖ в цилиндры
Охлаждающая жидкость в цилиндрах приводит к серьезным проблемам. Страдают не только внутренние детали силового агрегата, а и система охлаждения. В итоге это заканчивается перегревом ДВС и дорогостоящим ремонтом в автосервисе. Следовательно, важно своевременно выявить и устранить поломку. Среди распространенных признаков неисправности внимание стоит уделить:
- Резкому падению уровня хладагента. Если охлаждающая жидкость в расширительном бачке спустилась ниже минимального значения следует провести доливку и выяснить причину утечки.
- Изменению цвета и плотности охлаждающей жидкости. У нормального антифриза синий, зеленый, желтый или красный оттенок. Если цвет изменился, а тосол загустел и стал маслянистым значит он смешался с моторным маслом.
- Появлению жирной пленки темного оттенка, отражающейся на свету разноцветными разводами на поверхности охлаждающей жидкости в бачке расширителя.
- Изменению запаха тосола. Чистый хладагент обладает слабым сладковатым ароматом. Появления специфического присутствия гари указывает на наличие смазки.
- Перегреву силового агрегата. Смешение жидкостей приводит к снижению температуры кипения и теплоотдачи, следовательно, двигатель плохо охлаждается.
- Наличию эмульсии на крышке клапанов. Если на внутренней поверхности обнаружен светло-коричневый густой налет значит в блок цилиндров попала ОЖ.
Это распространенные признаки попадания антифриза в силовой агрегат транспортного средства. Также на проблему указывает снижение уровня моторного масла, наличие светлых пятен в маслозаливной горловине, налет на внутренних стенках, белый дым, вылетающий из выхлопной трубы. В случае с последним симптомом хладагент попал в камеры сгорания, а значит требуется полная диагностика и ремонт.
Почему пробиваются охлаждающий и смазывающий контуры
Если обнаружено смешивание рабочих жидкостей важно четко знать, как антифриз может попасть в двигатель. Основные причины обусловлены нарушением герметизации смазывающего и охлаждающего контура из-за:
- Пробитой или треснувшей прокладки ГБЦ. Использование уплотнителя необходимо, чтобы разделить каналы разных контуров и предотвратить смешивание масла и тосола. В случае нарушения целостности материала смазка и ОЖ будут уходить в соседние магистрали. Причиной пробоя часто является перегрев мотора, кустарный ремонт в гараже.
- Повреждений в теплообменнике или масляном радиаторе. Последний необходим, чтобы охлаждать масло антифризом. Это двухконтурная деталь для протекания разных жидкостей, разделенных тонкой перегородкой. Трещины или деформация стенки вследствие коррозии, вибрации, высокого давления вызывают разгерметизацию.
- Сломанной водяной помпы. Насосом обеспечивается циркуляция ОЖ внутри патрубков и магистралей. Для герметизации крыльчатки предусмотрен сальник, предотвращающий утечку. В случае износа, деформации или повреждения уплотнителя вследствие перегрева, загрязнения, смазка просачивается по оси внутрь помпы.
- Пробоя в стенках между каналами. Это обусловлено замерзанием охлаждающей жидкости. Старый, разбавленный или поддельный антифриз кристаллизуется при низких температурах. Хладагент расширяется, создавая давление способное пробить тонкие перегородки из дюралюминия.
Естественно, существуют и другие причины попадания антифриза в мотор и камеры сгорания. Однако в 90% случаев проблема обусловлена повреждением прокладки головки блока цилиндров. При пробое уплотнителя необходимо провести быструю замену, чтобы избежать капремонта силовой установки.
Последствия отсутствия ремонта
Самым опасным последствием для мотора является поврежденная поршневая система. Масло, утратившее характеристики не способно к образованию стойкой, тонкой пленки на подвижных элементах. Это увеличивает трение и нагрев металлических деталей, приводит к образованию задир на стенках цилиндров и поршней. В итоге падает компрессия, заклинивает ДВС. Кроме этого, из-за хладагента внутри силового агрегата:
- Снижается смазывающая способность масла. Смешивание антифриза и смазки приводит к образованию эмульсии, неспособной защитить трущиеся элементы мотора от быстрого износа. Микс жидкостей распространяется по масляным каналам и фильтрам, ухудшая циркуляцию, что заканчивается увеличением давления внутри контура.
- Ухудшается работа цилиндра-поршневой группы, системы зажигания. Антифриз, попавший внутрь камер сгорания приводит к уменьшению температуры воспламенения топливного заряда, увеличению детонации. Двигатель утрачивает мощность, потребляет больше топлива, выбрасывает вредные вещества в атмосферу.
- Повреждается ГБЦ. Из-за попадания тосола внутрь мотора последний перегревается что приводит к деформации металлических элементов, обусловленной расширением материала. Это заканчивается увеличенными зазорами между подвижными деталями, утечкой картерных газов, снижением компрессии.
Как видно последствия попадания антифриза внутрь мотора могут привести к серьезным проблемам. Избежать последних можно своевременным прохождением техобслуживания, контролем уровня и состояния рабочих жидкостей.
Подводим итоги
Из-за смешивания тосола с моторным маслом, забиваются магистрали, деформируется ГБЦ, возникают другие проблемы. Разбираясь как определить попадание антифриза в камеру сгорания можно своевременно обнаружить проблемы и предпринять необходимые меры для их устранения самостоятельно либо на станции техобслуживания.