Правильность работы тормозов – основополагающий фактор безопасного управления автомобилем. Обеспечить бесперебойное функционирование системы, можно периодически проводя техническое обслуживание и ремонт. Одной из наиболее быстро изнашиваемых частей считается механизм, обеспечивающий прижатие колодок к тормозным дискам. Поэтому автолюбителям важно знать когда проводить профилактику суппортов.
Конструкция и принцип действия механизма
Суппорты состоят из гидравлического цилиндра и специальной скобы. Нажимая тормозную педаль, водитель задействует вспомогательные механизмы, нагнетающие давление в контуре. В итоге срабатывают гидроцилиндры, прижимающие колодки к дискам, тем самым останавливая автомобиль. В зависимости от конструкции узел бывает:
- Плавающим с одним поршнем, действующим на внутренние колодки и скобой на внешние. Разнонаправленная нагрузка вызывает неравномерный износ рабочего компонента.
- Фиксированным. Механизм состоит из нескольких поршней с каждой стороны, обеспечивающих равномерное стирание колодок.
Плавающий и фиксированный вариант практически не отличаются по качеству работы. Однако первый механизм более популярен. За обеспечение возврата колодки в начальное положение отвечает манжета. После обратного движения поршня с основным рабочим компонентом происходит освобождение колеса.
Симптомы, указывающие на неисправность
Периодическая профилактика суппортов – залог безопасности управления авто. Любые посторонние звуки считаются весомым поводом для диагностики. Для начала проводится визуальный осмотр для обнаружения подтеков тормозной жидкости. Если контур целый, определить поломку можно по следующим признакам:
- неравномерному износу отдельных деталей;
- не плотному прилеганию колодок к диску;
- залипанию подвижных элементов при контакте;
- повышенному сопротивлению при нажатии на педаль в салоне;
- уходу автомобиля с заданной траектории при торможении;
- рывкам, ударам при резкой остановке;
- повышенному нагреву одного из дисков;
- коррозионному износу металлических частей.
Основной признак разгерметизации суппортов – образование конденсата на тормозном цилиндре и в районе штуцера. Игнорировать проблему опасно, так как могут заклинить колодки и дальнейшее движение авто будет невозможно. Поэтому при обнаружении любых симптомов требуется вмешательство со стороны водителя или специалистов СТО.
Профилактика суппортов на передних колесах
Работы лучше делать на смотровой яме, эстакаде или подъемнике. Профилактика передних суппортов проходит по стандартной схеме и подразумевает:
- Поддомкрачивание транспортного средства и демонтаж соответствующего колеса для обеспечения доступа к тормозному суппорту.
- Откручивание нижнего болта с последующим смещением корпуса вверх. Извлечение тормозной колодки с посадочного места.
- Откручивание верхнего болта без отсоединения тормозных шлангов. Снятие скобы совместно с фиксаторами после выкручивания оставшегося резьбового крепежа.
- Извлечение поршня. Достаточно нажать на педаль в салоне, чтобы система выдавила внутреннюю деталь наружу. Для этого ранее тормозные шланги были оставлены на месте.
- Отсоединение и плотная закупорка тормозной жидкостной магистрали. В качестве заглушки подойдет болт соответствующего диаметра либо специальный зажим.
На финишном этапе демонтируется кольцо-фиксатор, резиновый пыльник и скоба. После разборки суппорта можно приступать к профилактике. Все подвижные поверхности тщательно очищаются, проверяются на наличие дефектов и смазываются. Особое внимание уделяется направляющим подверженным окислению. При обнаружении царапин, иных повреждений деталь меняется целиком.
Обслуживание задних суппортов
Из-за конструктивных особенностей заднего суппорта, обусловленных стояночным тормозом, установленным в цилиндре, профилактика детали слегка затруднена. В остальном принцип обслуживания механизма не отличается. Среди важных моментов стоит отметить:
- Обязательное извлечение шплинта, соединяющего ручник и основной тормозной механизм с помощью троса.
- Выкручивание вместо вытаскивания поршней как в переднем суппорте. Упростить процесс можно обычными пассатижами.
Остальные действия аналогичны разборке передних суппортов: извлекаются колодки, демонтируются пыльники и скоба, устраняются загрязнения. Если механических повреждений не обнаружено – в корпус набивается смазка, и выполняется сборка.
Периодичность профилактических работ
Профилактика тормозных суппортов ввиду надежности конструкции механизма проводится нечасто. При целостности защитного пыльника обслуживание требуется не чаще одного раза в 2-3 года. Несложные мероприятия, которые можно выполнить самостоятельно в гараже или заказать услугу с гарантией по доступной цене на СТО обеспечат идеальную работу тормозной системы, а значит безопасность владельца транспортного средства.