После перехода с карбюраторного на инжекторный двигатель, автомобиль претерпел много изменений и доработок. Под капотом появились новые сенсоры и системы контроля. Поэтому начинающие водители не всегда знают, где находится датчик коленвала. Простейший прибор рядом с задающим диском, контролирует положение детали сложной формы, имеющей шейки для крепления шатунов, передает данные на блок управления. Поломка сенсора часто заканчивается остановкой авто и невозможностью запустить ДВС.
Зачем устанавливают датчик контроля положения коленвала
Простой по конструкции, но важный по назначению сенсор контролирует положение коленчатого вала в заданный момент. Благодаря этому ЭБУ получает информацию о частоте вращения двигателя, эффективности настройки зажигания. ДПКВ используется для контроля:
- момента прохождения подвижными деталями поршневой установки в крайних цилиндрах мертвых точек;
- точного расположения вращающегося вала в конкретных временных интервалах.
Несмотря на простое устройство детали она важна в работе машины, так как формирует сигнал для электронного блока для определения размещения коленвала в момент прохождения крайних мертвых точек. Данная информация помогает корректировать и контролировать:
- количество горючего, подаваемого в камеры;
- момент поступления топлива в цилиндры;
- опережающий угол зажигания;
- угол поворота распределительного вала;
- срабатывание уловителя паров бензина.
Работа электронного управляющего блока в автомобиле невозможна без сенсора положения коленвала. Поломка последнего приводит к неправильному искрообразованию и перебоям в функционировании ДВС. Это распространенная проблема повышенного расхода топлива, вызванного неполным сгоранием.
Виды сенсоров и особенности их работы
Автопроизводители постоянно совершенствуют автомобили, обеспечивая водителям дополнительную безопасность и комфорт. Поэтому даже такая простейшая деталь как ДПКВ, представлена 3 моделями исходя из принципа работы:
- Оптическая, срабатывающая за счет светодиода, излучающего свет и приемника для улавливания потока. В момент прерывания светового луча, попадающего на контрольный зуб, импульс передается в вычислительный центр авто.
- Индукционная с формированием сигнала изменяемым напряжением на катушке. Прибор применяется для фиксации расположения коленвала и контроля частоты вращения.
- Холла, измеряющего физические изменения, созданного известным ученым. Ток с постоянным направлением и величиной для создания импульса образуется магнитом на коленчатом валу и фиксируется диском синхронизации.
Сегодня в автомобиле в основном используют два последних варианта датчиков контроля положения коленвала. Простая конструкция и многофункциональность приборов гарантирует длительный срок службы и качество срабатывания сенсора.
Где находится ДПКВ в автомобиле
Расположение датчика положения коленчатого вала определяется производителем транспортного средства. Это конструктивно простая деталь для подачи импульсов на управляющий блок, контролирующий и корректирующий работу важных узлов транспортного средства. Обычно детектор может располагаться на моторе рядом с задающим диском. В качестве места крепления может использоваться:
- передняя часть блока кривошипно-шатунного механизма;
- специальный кронштейн рядом с приводным шкивом;
- отверстие на картере КПП прямо перед маховиком.
Визуально месторасположение сенсора выдает длинный провод, выходящий из жгута электрической проводки транспортного средства, идущий по направлению к одному из рассмотренных выше мест.
Признаки некорректной работы сенсора
Из-за поломки прибора, контролирующего размещение коленвала, рассинхронизируются разные процессы в функционировании транспортного средства. ЭБУ не может определить правильный момент впрыска топливовоздушной смеси. В результате наблюдаются перебои в работе ДВС. Среди распространенных признаков поломки внимание стоит уделить:
- горящей контрольной лампочке на приборной панели;
- заметной утрате динамики разгона автомобиля;
- нестабильным оборотам силового агрегата;
- самопроизвольной остановке мотора;
- детонации при нажатии на газ;
- троению силовой установки на холостом ходу;
- подергиванию автомобиля во время разгона;
- остановке двигателя до полного остывания.
Определить поломку можно после диагностики, так как большинство рассмотренных симптомов могут указывать на другие неисправности датчиков и деталей силовой установки. При наличии необходимых приборов и навыков найти причину можно в гараже.
Причины, предшествующие неисправности
ДПКВ довольно надежная деталь, поэтому редко ломается. Обычно проблемы наблюдаются из-за окисленных контактов, поврежденных проводов и сопутствующих элементов. Независимо от того, где находится датчик положения коленвала, проблемы с его работой возникают из-за:
- Обрыва проводников, плохого контакта. Распространенной проблемой является окисление контактов фишки подачи питания, сломанный фиксатор. Реже сигнал не поступает на блок управления из-за порыва изоляции и пробоя на корпус авто.
- Обрыва обмоток. Повреждение внутренней катушки приводит к некорректной работе прибора. Обычно поломка обусловлена постоянной вибрацией, окислением, некачественной проводкой, сломанным сердечником.
- Сломанного синхронизирующего диска. Повреждение зубьев возможно после ДТП, либо кустарного ремонта в гаражной мастерской. Естественное стачивание и износ шлицов связан с загрязнением из-за утечки масла.
- Поврежденного светодиода или приемника луча. Проблема актуальна для автомобилей с оптическим датчиком контроля положения коленвала. Также неисправность может быть вызвана попаданием грязи на источник света.
Частичная или полная поломка сенсора подразумевает замену неремонтопригодной детали. Ремонт обмотки, сердечника или других элементов внутри герметичного запаянного корпуса невозможен. Однако учитывая недорогую стоимость датчика, его покупка не доставляет проблем.
Как проверить детектор
Среди внешних признаков поломки стоит выделить перебитую обмотку, окисленные контакты, оборванные проводники, неправильный зазор между датчиком и зубьями диска. Расстояние между сенсором и вращающимися шлицами обычно колеблется в пределах 0,5-1,5 мм в зависимости от особенностей ТС. Достоверные сведения указаны в эксплуатационном руководстве на автомобиль.
Инструментальная диагностика ДПКВ подразумевает использование одного из двух приборов:
- мультиметра;
- осциллографа.
В гараже водители обычно пользуются первым вариантом. Для установления неисправности замеряется величина сопротивления внутренней обмотки. Средние показатели рабочего датчика составляют от 500 до 1.100 Ом. Осциллограф позволяет провести более точную диагностику за счет формирования осциллограммы. Однако использование прибора диагностики и ремонт требует от водителя определенных знаний и навыков.
Подводим итоги
Простейший датчик контроля положения коленвала играет значимую роль в стабильной работе мотора и транспортного средства в целом. Для уточнения состояния детали достаточно измерить показатели сопротивления обмотки. Поэтому для диагностики необязательно обращаться на СТО. Однако в любой ситуации необходимо точно знать, где находится датчик коленвала, чтобы провести проверку и замену.