ДПКВ – что это, для чего используется, как функционирует должен знать каждый владелец современного автомобиля. Сегодня новые авто становятся в буквальном смысле умнее, так как за контроль многих рабочих процессов отвечает компьютер более известный как ЭБУ. Мозговой центр собирает и обрабатывает данные с сенсоров. Это касается и датчика положения коленчатого вала. Последний передает сигналы помогающие контролировать корректность искрообразования системы зажигания и работы двигателя авто.
Предназначение ДПКВ в автомобиле
Конструктивно простым, но важным прибором ДПКВ определяется в каком положении находится коленчатый вал. Это позволяет контролировать с какой частотой вращается мотор для обеспечения эффективной работы зажигания. Сенсор контролирует:
- момент, когда поршень в первом и последнем цилиндрах проходит мертвые точки;
- положение детали сложной формы с шейками для шатунов в заданные промежутки времени.
Разбираясь, за что отвечает датчик коленвала нужно понять, какую роль деталь играет в работе автомобиля. Он посылает сигналы для обработки электронным блоком, который определяет положение коленчатого вала по отношению к верхней и нижней мертвой точке. Это необходимо для корректировки следующих показателей мотора:
- объема топлива поступающего в камеру сгорания;
- времени впрыска топливного заряда;
- изменения опережающего угла в зажигании;
- угла, на который поворачивается распредвал;
- момента и длительности срабатывания клапана адсорбера.
Электронный блок управления автомобилем может выполнять разные задачи, но не может функционировать без ДПКВ. Если сенсор выйдет из строя это приведет к опережению или запозданию искры и как следствие нестабильной работе двигателя. Это является частой причиной перерасхода горючего из-за неполного сгорания.
Конструкция и расположение
Устройство датчика коленвала состоит из намагниченного стального стержня с намотанной сверху медной обмоткой. Они находятся в пластиковом корпусе, залитом с помощью компаундной смолы. Прибор подсоединяется при помощи стандартного разъема, подключенного в электросеть машины. Сенсор закреплен между блоком цилиндров и картером КПП. Иногда его устанавливают на кронштейн рядом с приводным шкивом.
Датчик размещают таким образом, чтобы он был напротив зубьев на задающем диске. Это синхронизирующее устройство конструктивно похожее на зубчатую шестеренку. Крепится на шкиве коленвала или маховика. Вращается с аналогичными оборотами.
Особенности работы датчика положения коленвала
Сегодня выпускают разные сенсоры, отличающиеся особенностями работы. Популярность приобрело использование индуктивных и магнитных датчиков. Их функционирование подразумевает следующий поэтапный принцип:
- В качестве начальной точки отсчета используется пропуск из двух зубцов специального диска. Этот промежуток требуется для синхронизации с ДПКВ.
- Сенсором создается намагниченное поле. Минуя заряды с магнитным моментом детектор в месте отсутствия зубцов формирует импульс.
- Информация передается электронному блоку управления. Последний, ориентируясь на нулевую точку отсчета контролирует положение коленвала.
- Исходя из скорости вращения и расположения коленчатого вала корректируется работа системы искрообразования и силового агрегата в целом.
Может использоваться задающий диск, где зубцы отсутствуют на определенном расстоянии заданным углом 180°. Такие модели обычно применяют на дизельном двигателе. Индуктивным датчиком также как и магнитным аналогом используется поле намагниченных частиц, созданное обмоткой, на которую подается напряжение.
Разновидности детекторов
Несмотря на всю простоту конструкции, чтобы понять как работает датчик коленвала нужно разбираться в доступных видах сенсоров, которые бывают:
- Индукционными. Сигнал формируется путем изменения параметров напряжения на концах проводников, намотанных на сердечник. Прибор фиксирует в каком положении находится коленвал и контролирует частоту оборотов.
- Оптическими. В основе лежит светодиод, излучающий свет и приемник, который его улавливает. Когда световой луч попадает на контрольные зубья происходит прерывание, что и является импульсом для ЭБУ.
- Холла. Принцип работы подразумевает физический процесс, разработанный физиком. Для образования постоянного тока, который фиксируется с помощью синхронизирующего диска используется магнит, закрепленный на коленвале.
В современных автомобилях популярность получили индукционные и датчики Холла. Это обусловлено их многофункциональностью, простотой конструкции, гарантирующей надежность и долговечность.
Симптомы, указывающие на поломку
Зная принцип работы датчика положения коленчатого вала проще выявить причины его выхода из строя. Обычно прибор ломается из-за нагрузок и повышенной температуры, высокой влажности, механических воздействий. Это приводит к изменениям установленных параметров ДВС. Среди распространенных симптомов неисправности внимание стоит уделить:
- падению показателей мощности силового агрегата;
- нестабильной работе двигателя при наборе скорости;
- увеличенному потреблению горючего;
- детонации при наборе высоких оборотов;
- перебоям в образовании искры;
- мигающему коду ошибки на приборной панели;
- невозможности запуска мотора.
Точно установить неисправность поможет диагностика, так как рассмотренные симптомы являются общими и могут быть причиной выхода из строя других сенсоров и деталей двигателя. При этом выявить поломку можно обратившись в сервисный центр или самостоятельно имея необходимые приборы и навыки.
Способы проверки сенсора
Внешне выявить поломку можно по перебитой обмотке, окисленным контактам на разъемах, неправильному зазору от датчика до зубцов диска. При проверке последнего параметра нужно учитывать, что по норме расстояние составляет от 0,5 до 1,5 мм. Точную информацию можно найти в руководстве к автомобилю.
Учитывая, что деталь недорогая можно не заниматься поиском причины, повлекшей неисправность, а заменить старый датчик новым аналогом. Даже если проблема не в этом деталь можно оставить и использовать при очередном ремонте.
Для инструментальной проверки работы сенсора требуется один из следующих приборов:
- мультиметр;
- осциллограф.
Первый вариант более простой и доступный. Необходимо замерить сопротивление на катушках с магнитным сердечником. По очереди касаясь щупом концов проводов нужно убедиться, что показатели составляют в среднем 500-1100 Ом. Более точный прибор для контроля — это осциллограф. Устройством создается осциллограмма, по параметрам которой можно четко определить исправность ДПКВ.
Подводим итоги
Сенсор контроля коленчатого вала – это простой механизм, играющий важную роль в правильной эксплуатации ДВС. Обычно, чтобы проверить качество срабатывания, достаточно измерить сопротивление индукционной катушки. Реже используются более сложные приборы, такие как осциллограф. Но в любом случае нужно знать ДПКВ – что это и для чего используется, чтобы вовремя выявить неисправность и обеспечить нормальную работу транспортного средства.