Причиной, почему дергается коробка-автомат при разгоне или переключении передач, может быть загрязнение трансмиссионной жидкости, износ фрикционов, неправильный выбор смазки, проблемы с ЭБУ и прочие неисправности. Решением может быть диагностика и устранение поломки. Ниже рассмотрим, почему АКПП начинает пинаться, как определить проблему, что делать для ее решения и предотвращения в будущем.
Причины
Автоматическая коробка-передач — сложный узел, состоящий из множества взаимодействующих элементов. Для правильной работы детали АКПП должны быть исправными и находиться в смазке. Неисправность одного из элементов или ошибки в обслуживании могут привести к проблемам, в том числе толчкам.
На современных автомобилях устанавливается много видов трансмиссий, имеющих разную конструкцию и принцип действия. При этом неисправности во всех случаях похожи.
Причиной толчков машины во время движения может быть:
- Неправильный выбор трансмиссионной жидкости. Масло в коробке передач должно соответствовать требованиям завода-изготовителя. Если автомобиль дергается “на холодную”, причиной может быть ошибка в выборе смазки с позиции минимально допустимой температуры эксплуатации.
- Загрязнение масляного фильтра. Во время эксплуатации фильтрующий элемент забивается металлической стружкой и иными продуктами износа. Результатом становится падение давления в системе, проскальзывание фрикционных дисков и появление проблемы с дерганьем.
- Подгорание фрикционов. При агрессивной езде и нехватке трансмиссионной жидкости один или несколько дисков могут подгореть. В результате появляются толчки при переключении скоростей, разгоне или торможении. Если повреждение серьезное, высок риск полного отказа АКПП.
- Загрязнение радиатора охлаждения. Ошибки в эксплуатации и неправильная замена масла могут привести к сбоям в работе охлаждающего устройства. Из-за этого ухудшается состав рабочей жидкости и ее характеристики. Появляются сбои в работе АКПП, в том числе в виде толкания.
- Повреждение масляного насоса. Конструктивно узел является надежным, но при браке или механическом воздействии он может поломаться. Результатом являются проблемы в циркуляции рабочей жидкости.
- Загрязнение каналов гидравлического блока или его выработка. Причиной неисправности, как правило, является применение грязной рабочей жидкости или естественный износ.
- Механическая поломка или неисправность соленоидов. Появление рывков в работе узла приводит к его подклиниванию и толчкам при движении автомобиля. В большинстве случаев ломаются пластмассовые делали. Металлические соленоиды надежней, поэтому такие неисправности исключены.
- Повреждение ЭБУ или проводки. Нередкими являются случаи сбоев прошивки блока управления. Система выдает неправильную или несвоевременную команду, из-за чего коробка передач работает некорректно, а автомобиль дергается. Сбои часто вызваны окислением или повреждением контактов.
Причиной толчков автоматической КПП может быть неправильная настройка двигателя, повреждение подушек коробки передач и мотора, неправильная регулировка троса педали акселератора или его закисание. Нельзя исключать банальное отсутствие прогрева, дефицит смазки или поломку ходовой части.
Как определить поломку
Для диагностики неисправности необходимо провести комплекс работ и определить “слабое звено”. Самостоятельно решить задачу сложно, ведь не обойтись без дорогого оборудования и знаний. Лучше доверить работу специалистам СТО, которые имеют необходимые приборы, выполняют диагностику и дают результат.
Для определения причин, почему дергается коробка-автомат, мастера смотрят на следующие параметры:
- коды ошибок в ЭБУ;
- поведение АКПП во время Stall и Road тестов;
- давление в гидравлической системе;
- стабильность работы мотора и КПП.
Проверка автоматической трансмиссии позволяет определить круг поломок, которые влияют на ее работу.
Как устранить неисправность
Большая часть проблем, связанных с АКПП, появляется из-за нехватки или загрязнения масла. Чтобы избежать толчков, важно своевременно менять трансмиссионную жидкость и проверять ее уровень.
Перед обращением на СТО рекомендуется сделать ряд шагов:
- Проверка уровня масла. Если его недостаточно, требуется долить жидкость или выполнить ее замену. Если смазки много, необходимо ее откачать.
- Контроль состояния смазки. Достаточно капнуть небольшое количество масла на чистую салфетку для определения уровня загрязнения. Если жидкость темная, она требует замены. Появление металлических элементов является признаком износа “железа”.
- Замена масла и фильтра. Обновление рабочей жидкости должно осуществляться с учетом рекомендаций завода-изготовителя. Вместе с обновлением смазки необходимо заменить фильтр, очистить магнитные пробки и удалить механические загрязнения.
Остальные неисправности можно определить только с помощью специального оборудования на СТО. Кроме того, нужно ориентироваться на ситуацию, при которой АКПП начинает дергаться:
- Набор скорости. Решение — замена масла и фильтра, корректировка позиции ингибитора или его замена.
- Переключение передач. Решение — нагрев масла до рабочей температуры, замена смазки, ремонт трансмиссии, устранение перегрузок.
Как продлить срок службы АКПП
Ресурс автоматической коробки передач составляет 150-200 тысяч километров в зависимости от правильности обслуживания и соблюдения требований завода-изготовителя. Чтобы избежать толчков во время движения, рекомендуется следовать ряду правил:
- Обязательный прогрев АКПП перед началом движения. Масло более жидким, нормально циркулирует и выполняет свои функции.
- Своевременная замена масла и фильтра. Соответствующие рекомендации дает завод-изготовитель. При повышенных нагрузках срок службы стоит уменьшить.
- Использование качественных комплектующих. Для замены важно выбирать оригинальную рабочую жидкость и фильтра. Применение некачественных комплектующих часто приводит к преждевременному выходу из строя.
Альтернативный вариант — применение присадок для АКПП, ориентированных на улучшение работы трансмиссии. К наиболее популярным стоит отнести продукцию брендов Hi Gear, Liqui Moly ATF Additive, Wynn’s и другие. Их использование позволяет добиться следующих результатов:
- плавное включение передач;
- уменьшение шума при работе КПП;
- восстановление и защиты отдельных узлов трансмиссии;
- очистка масла от “мусора”, что повышает срок службы фильтрующего элемента;
- защита от утечек;
- удаление налета с рабочих поверхностей и т. д.
В результате удается убрать основную проблему — рывки АКПП при переключении, наборе скорости или торможении автомобиля.
Заключение
Рывки автоматической трансмиссии — распространенная проблема, вызывающая дискомфорт и свидетельствующая о неисправности КПП. Для защиты от таких проблем автовладелец должен своевременно менять масло и фильтр, следить за уровнем рабочей жидкости и обращаться на СТО при появлении первых признаков неисправности.